Список основных ценностей в жизни. жизненные приоритеты человека
Содержание:
Жизненные ценности: примеры
Какие же существуют жизненные ценности? О количестве сказать трудно и этот список может быть бесконечным. Каждый человек для себя сам определяет установки, взгляды и личные убеждения. Но всё же можно разделить на несколько основных категории. Они состоят из отношений, личной жизни, любимого дела и работы, а также собственного развития. Хотели бы представить вашему вниманию список самых важных в жизни ценностей здоровой личности.
Любовь, отдых, азарт и развлечения
Их ещё называют ценностями радости, с помощью которых человек наслаждается жизни. Познание настоящей любви делает нас счастливыми, и мы погружаемся в мир интересных эмоций. Путешествие и отдых будет в радость многим людям. Никто не отменял здоровый азарт и умеренные развлечения, которых так порой не хватает.
Отношения, семья и дети — основные жизненные ценности человека
Эти жизненные ценности порой просто необходимы. Отношения строятся для того, чтобы не быть одиноким и в будущем создать семью. Всегда приятно возвращаться домой и знать, что тебя там действительно ждут. Каждому человеку нужна забота и понимание, а также уважение. Помощь родителям может стать не только правильной ценностью, но и внести в вашу жизнь много приятных моментов. Что уж говорить о детях, ведь они всегда поднимают настроение и заставляют двигаться вперёд. Читайте статью: «Как перестать ревновать»
Дом и комфорт
Жизненные ценности могут касаться также обычного быта. Эти установки пересекаются с другими жизненными ценностями такими как семья и работа. Для формирования полноценных отношений нужен дом, а для содержания семьи необходимы финансы. Деньги требуются и для личного роста, а также занятия любимым делом. О комфорте мечтает каждый, а потому готов многое сделать для его достижения.
Хобби и планы на будущее —
Это один из важных жизненных ценностей, которая присутствует на протяжении всей нашей жизни. Мы всегда строим планы на будущее и пытаемся заниматься любимым делом
Иногда это приносит не только удовольствие, но и доход. Важно в жизни тратить время на полезные вещи, ведь она скоротечна
Статус и карьера
Эту ценность называют ещё социальным развитием. В наше время можно иметь хорошую работу и карьерный рост, а также соответствовать успешным людям. Некоторые зацикливаются на этих жизненных ценностях и им свойственно часто менять машины или покупать вещи в дорогих магазинах для поддержания статуса. Чтобы достичь этого, людям приходится тяжело трудиться и всегда карабкаться по карьерной лестнице.
Образование
Всё начинается с детского сада и переходит в высшее учебное заведение, а заканчивается на непосредственной работе. Образование играет большую роль в жизни человека, ведь без него невозможно найти высокооплачиваемую работу или высокую должность. Человеку приходится заниматься образованием всю жизнь, если присутствует цель жить достойно и красиво.
Самообразование или личностный рост
С каждым годом человек становится опытней и он способен делать более взвешенные выводы, а также понимать сложные ситуации. Жизненные ценности могут включать в себя социальные науки и психологические. Первые помогают правильно вести себя в обществе и адаптироваться в необычном социуме. Роль психологических навыков очень велика, ведь это даёт возможность управлять своими эмоциями, а также ясно мыслить. Все эти жизненные ценности необходимы каждому и в результате они помогут улучшить качество жизни.
Здоровья и красота
Об этом мы уже упоминали в статье, но хотим придать важность этой жизненной ценности. Они является связующими между другими ценностями. Забота о своём здоровье поможет не только продлить жизнь, но и сделает её более счастливой
Красота может помочь в создании здоровых отношений и благополучной семьи. Здоровье и красота — это составляющие саморазвития, что необходимо многим людям
Забота о своём здоровье поможет не только продлить жизнь, но и сделает её более счастливой. Красота может помочь в создании здоровых отношений и благополучной семьи. Здоровье и красота — это составляющие саморазвития, что необходимо многим людям.
Убеждения личности
Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.
Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.
Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.
Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.
Как создаются жизненные ценности
Психологи утверждают, что рассуждение о базовых жизненных ценностях доступно даже маленькому ребенку, так как они похожи на правила, организующие жизнь человека. Поэтому чем раньше начнется знакомство с нормами, принятыми в обществе, тем легче ребенку усвоить и принять ценности.
Главное помнить! Изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно. К примеру, если человек прожил трудную жизнь, а в конце понял, что она сложилась неправильно, то менять что-либо будет поздно.
Семья – это первый и главный источник знаний о жизненных ценностях для детей
Выделяется несколько этапов становления системы ценностей:
- На первом этапе для ребенка главным авторитетом являются родители. Именно под их влиянием закладываются первые значимые принципы и модель поведения. Если ребенок воспитывается правильно, то ценности упорядочены, тогда понятно, как правильно расставить приоритеты. К сожалению, ошибки в воспитании приводят к формированию ложных ценностей.
- По мере взросления большую роль в расстановке ценностных приоритетов играют детский сад и школа. Обучение считается ключевым этапом, так как ребята начинают составлять убеждения и суждения, например, о нормах и правилах поведения в школе, делать адекватную оценку событий и поступков, способностей своих и чужих. Позицию школьника начинают определять предметы, дающие знание об основных законах жизни: литература, биология, естествознание.
- В дальнейшем на становление жизненных приоритетов влияет социальная среда, которая не только диктует определенные правила, но и осуждает личность, проявляющую иную жизненную позицию.
- В зрелом возрасте ценности могут пересматриваться, так как перенесенные страдания, жизненные невзгоды позволяют понять глубже взгляды и убеждения. В момент осознания, что они не совпадают с общепринятыми стереотипами, происходит их переосмысление.
Базовые ценности жизни человека
Вопрос, который волнует молодежь с небольшим жизненным опытом, заключается в том, какие ценности являются главными в жизни, а какие второстепенными. Психологи называют эти размышления проблемой в расстановке жизненных приоритетов. Они предлагают из огромного списка общечеловеческих ценностей определить своеобразные маячки на пути молодых, которые состоят из базовых ориентиров:
- Духовное развитие;
- Семья;
- Здоровье;
- Финансовое положение;
- Карьера;
- Отдых;
- Саморазвитие;
- Окружение.
Прислушаться к советам специалистов не помешает, все же следует иметь в виду, что для каждого человека жизненные ценности – это личное, индивидуальное, расстановка их может отличаться от общепринятой. Многое идет из детства, так как идеалы жизни приходят к личности через трансформацию (коррективы) родительских ценностей.
Помощником для молодых людей в поиске приоритетов может стать синтон-подход, то есть психология здравого смысла для здоровых людей: личная жизнь и отношения, дело (бизнес, работа), собственное развитие
Важно! Если правильно воспитывать ребенка на примере общечеловеческих добродетелей, то нетрудно сформировать у него правильные ориентиры. Тогда он с уважением будет относиться к дружбе и любви, поддерживать духовное и физическое здоровье, научится сострадать людям и животным, ему не чужды будут альтруизм и порядочность, то есть все качества, которые наполняют жизнь смыслом
Истинные и ложные жизненные ценности
Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким
Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона. В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности
Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным
В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности. Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.
Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Примеры жизненных ценностей человека
Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение. Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин)
Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение
Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.
Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно
Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.
Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.
Что такое жизненные ценности? (По тексту В.Железникова 2017 года.)
Жизненные ценности – это те цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. На мой взгляд, это то, что люди считают самым важным в своей жизни.
В тексте В.Железникова рассказывается о мальчике, который, испытав обиду ,хотел даже из дома уйти. Но ночью ему стало страшно, захотелось « разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера». И все потому, что главная жизненная ценность Сережи – это его семья. Вспомним, как он испытал великую радость лишь потому, что « услышал, как мать заворочалась в постели…»
Героиня повести В.Токаревой «Ничего особенного», желая отпраздновать день рождения по-своему, без родителей, продемонстрировала нам, читателям, что совсем не ценит свою семью. А все потому, что девочку не научили этому в детстве. Ее отец, понимая, что заниматься воспитанием уже поздно, решает помочь дочери сформировать самую главную нравственную ценность: любовь к своим близким.
Таким образом, одной из важнейших жизненных ценностей является семья, в которой нуждается каждый из нас.
Ира
Текст
(1)Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2)То ли от ветра мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3)А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
(4)Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5)А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6)А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.
(7)Он ждал этого кино целую неделю. (8)И фильм-то был старый «Золушка», и он понимал, что история маленькой девочки Золушки это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9)Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10)И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
(11)Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12)Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13)И остаётся один на всём свете.
(14)Он лежал в темноте и слушал каждый шорох, раздававшийся в комнате. (15)И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16)Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.
(17)Ничего не было слышно из-за ветра: ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18)Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19)Это ещё больше пугало мальчика.
(20)Снова скрипнула половица. (21)Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22)Он хотел крикнуть и позвать мать. (23)Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера.
(24)Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.
(25)Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26)Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27)Потом отец сонным голосом спросил:
– (28)Который час?
– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.
(31)У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32)И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала его лоб.
(33)Дворники заговорили под окнами. (34)Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35)Пролетел самолёт.
– (36)Хабаровский, «Ту-114», – сказал отец. – (37)Скоро вставать.
(38)Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.
– (39)Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40)Несправедливо. – (41)Переругал, – ответила мать.
– (42)Придётся извиниться, – грустно сказал отец. – (43)И отпустить его в кино.
(44)Но Серёжка этого уже не слышал. (45)Он крепко спал. (46)И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете. (По В. Железникову*)
Какие бывают жизненные ценности?
В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:
- Общечеловеческие ценности
- Культурные ценности
- Индивидуальные ценности
И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще
Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:
Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени
Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность
На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.
Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.
Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:
- Духовное развитие
- Близость с близкими людьми
- Друзья
- Уверенность в себе
- Свобода суждений и поступков
- Независимость
- Работа, соответствующая жизненному предназначению
- Уважение и признание со стороны окружающих
- Путешествия по миру и открытие новых мест
- Творческая реализация
Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.
Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.