Жизненная позиция

Типы активной жизненной позиции личности

Неуверенность в себе — что это такое, определение

Активная социальная позиция бывает двух видов:

  • позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
  • негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.

Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.

АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность , это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:

  • отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира,
  • отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом,
  • отношение к событиям и явлениям,
  • отношение к самому себе.

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум , поступком.

Внутренние изменения , предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Виды социального статуса

Определение 1

Социальный статус – занимаемая индивидом определенная позиция в социальной группе или обществе, взаимосвязанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Статус фиксирует определенный набор функций, выполняемых человеком в обществе или социальной группе и совокупность условий, необходимых для осуществления этих функций. Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Невозможно жить в обществе и быть лишенным социального статуса.

Замечание 1

Социальный статус определяет место субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его права, обязанности и привилегии. Положение человека внутри социальной системы указывает на его социальный статус. Индивид занимает свое место в сообществе, относит себя к определенной категории людей, принимает на себя, связанные с этой позицией, обязанности.

Статус отображает иерархическую структуру группы, формирует в ней вертикальную дифференциацию.

Все виды социальных статусов сопровождает статусный образ, отображающий совокупность ожиданий и представлений от человека как носителя определенного статуса. Для того, чтобы сохранить тот или иной социальный статус, человек должен выполнять соответствующие статусу конкретные социальные нормы.

Статусный набор – совокупность статусных позиций, которые человек может занимать в одно и тоже время. В статусном наборе выделяют следующие виды статусов:

  • главный,
  • предписанный (аскриптивный),
  • достигнутый,
  • смешанный.

На основании врожденных статусов выстраивается некая часть законодательной системы (возможность принимать участие в выборах, воинская обязанность, уголовное наказание и др.).

Вид социального статуса зависит от его статусной позиции:

  • Предписанный, или врожденный статус – статус, полученный благодаря наследуемым признакам, навязанный обществом. Обусловлен расой, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, социальным положением семьи и т.д.
  • Достигнутый, или приобретенный статус – статус, полученный благодаря собственным усилиям. Обусловлен силами самого индивида, его настойчивостью, талантами, целеустремленностью. Может быть следствием везения или удачи.

Достигаемый статус можно рассматривать как разновидность приобретенного статуса, он отображает стремления человека, прилагаемые усилия к изменению собственного социального статуса. Такой вид чаще всего характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – провести успешную кампанию, получить дополнительную сертификацию, проявить личностные качества компетентности и настойчивости.

Изменение социального статуса требует мгновенного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуацией. Когда этого не происходит, то указывают на потерю адекватного самовосприятия и дезадаптацию.

Достигаемые и предписанные статусы обладают принципиальным отличием, но при этом могут перекрещиваться и взаимодействовать

Граница между этими статусами условна, но их концептуальное разделение важно для исследования социальных феноменов

Достигаемые статусы касаются статусных и профессиональных положений, имеет собственные индивидуальные знаки отличия: профессия (полиция, врач, юрист); занимаемая должность (руководитель, доцент, президент); жизненная позиция (бродяга, дауншифтер

К достигаемым статусам относятся лица без определенного места жительства, воры и убийцы

Как правило, достигаемые статусы имеют внешние опознавательные знаки: военные, врачи, пожарные, сотрудники департамента внутренних дел, спортсмены и т.д.

Для общества высокий достигаемый статус важнее врожденного. Наличие широкого круга знакомств, получение образования, возможность для путешествий предоставляет больше возможностей для получения более высокого достигаемого статуса, что, в первую очередь, связанно с признанием обществом достижений данного человека.

Социально-классовый статус человека отражает статусы родителей, то есть является частично предписанным, а частично достигаемым в результате самого индивида.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в
противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других».
Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве.
В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять
свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный
путь.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/aktivnaya-zhiznenaya-pozitciya, 2260669343

Примечания:

  1. Эрик Берн
  2. Освобождение от негативного сценария

Ещё почитать:

Что такое проактивность

Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства.
В психологии это качество делят на две составляющие:

  1. Активность. Уверенное движение в сторону целей.
  2. Ответственность. Осознание последствий, к которым могут привести действия. Сложно спорить с утверждением, что все происходящее вокруг нас – это результат наших решений и поведения. И пока мы не примем этот факт, ничего не изменится.

Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.

В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.

Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.

Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:

Проактивность Реактивность
Активность, инициативность, целеустремленность Пассивность, бездействие
Ответственность за совершенные действия Зависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить
Понимание свободы выбора Передача ответственности другим
Ориентированность на свои принципы и ценности Зависимость от эмоций
Изменение обстоятельств под свои потребности Зависимость от обстоятельств

мышлениеКстати, эту таблицу можно считать своеобразным тестом на проактивность. Честно проанализируйте, каких качеств у вас больше. На основании анализа сделайте вывод, к какой категории людей вы относитесь.

Плюсы проактивности

Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:

  1. Помогает ставить и достигать цели.
  2. Учит находить возможности для движений там, где их не было.
  3. Позволяет полностью контролировать свою жизнь.
  4. Дает понимание того, что выбор есть всегда.
  5. Помогает развивать воображение и творческое мышление, помогающие находить выход из любой ситуации.

Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.

Примеры жизненных позиций

Так как для любого ребенка родители являются самыми мудрыми, зачастую из-за неправильного отношения последних к ситуации формируется неадекватная жизненная позиция маленького человека. Например, если ребенка холят, лелеют и каждый его поступок оправдывают, из него вырастет эгоистичный, самовлюбленный взрослый. Для такой личности будет близка позиция «я хороший, ты плохой».

Другая крайность в воспитании заключается в постоянном осуждении любого поступка ребенка. Такие слова в детстве как: «А я тебе говорила…», «Сам виноват…», приводят к формированию жизненной позиции «я плохой, ты хороший».

Самым важным моментом в выборе жизненной позиции является свобода. Только тот человек, который свободен от навязывания чужого мнения, способен скорректировать свою жизни и направить ее в правильное комфортное русло.

С чего начать формирование АЖП

Жизненная позиция — что значит

Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.


Пионерская организация им В.И. Ленина

С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.

Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов. К. А

Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности

А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности

К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.

Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».

Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно. Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы. Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы

Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.

Примеры

Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.

Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.

Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.

Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.

Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.

Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.

Основные этапы развития личности

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.

Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.


Стадии развития по Фрейду

Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:

  • младенчество – от рождения до 1 года;
  • раннее детство – от 1 года до 3 лет;
  • возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
  • возраст школьника – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 19 лет;
  • молодость – от 20 до 25 лет;
  • зрелость – от 26 до 64 лет;
  • старость – от 64 лет до смерти.

Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.

В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.

Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность

Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.

Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.

В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.

Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.

К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.

В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей

Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания

Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП

Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.

Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.

Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения

Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло

На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.


Пример направления девиации

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

По мнению Стивена Кови, каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.

Стоит отметить существование двух типов внешних факторов:

  1. Те, которые вы никак не сможете изменить. Это курс валют, обстановка в стране, цены на коммунальные услуги. Согласно Стивену Кови, это круг забот.
  2. На которые можно повлиять. Это продвижение по карьерной лестнице, состояние здоровья, образование. Подобные факторы называются кругом влияния.

Чтобы определить, проактивный или реактивный вы человек, задайте себе вопрос: в каком направлении я иду? Заняты ли вы тем, на что можете повлиять? Или двигаетесь в обратную сторону?

На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния. Приведем пример проактивности в работе. Руководитель компании столкнулся с повышением цен на услуги связи. Реактивный человек вряд ли будет искать выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Проактивный же займется внедрением новых стандартов связи, которые в итоге снизят затраты и улучшат взаимодействие с клиентами.

А что такое проактивность сотрудника? Примерно то же самое. Наделенный этим качеством человек никогда не испугается трудностей. Он в любом случае будет искать выход из сложившейся ситуации, а не жалеть себя и ругать обстоятельства.

Особенности активной жизненной позиции

Может быть:

  • Негативной.
  • И позитивной.

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает

Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector