Все, что нужно знать о самооценке личности, чтобы понять, как ей пользоваться

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Методика основывается на прямом оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, исследуется самооценка инвалидов. Предлагается свободная беседа, которая позволяет получить данные для анализа индивидуальных особенностей самосознания. Неадекватная самооценка деструктивно влияет на поведение, общение, деятельность. Материалом является карточка, где имеется 7 вертикальных шкал. Указаны верхняя, нижняя точки и середина шкалы. В инструкции сказано, что каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер. Уровень развития каждого качества условно изображается вертикальной линией, где нижняя точка — низкое развитие, верхняя — наивысшее. 7 шкал обозначают:

  1. Здоровье;
  2. Ум;
  3. Характер;
  4. Отношения с окружающими;
  5. Общение;
  6. Семейные отношения;
  7. Отношение к себе.

На каждой линии знаком — следует отметить, как оценивается развитие этого качества у себя на данный момент. Далее знаком + следует отметить, какой уровень развития этих качеств принес бы удовлетворение. Остается обработать результаты. По каждой шкале определяются: уровень притязаний, высота самооценки. Уровень притязаний — это расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака + . Высота самооценки — от нижней точки до знака — . Расстояние от знака + до знака — является величиной расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Если уровень притязаний ниже, он выражается отрицательным числом. Далее определяется среднее значение каждого параметра по всем семи шкалам. Ниже приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

Рисунок 2.

Уровень притязаний и уровень самооценки

Уровень притязаний: нормой является результат от 60 до 89. Наиболее оптимален уровень от 75 до 89, который говорит о том, что человек оптимально оценивает свои возможности, что является важным фактором развития личности. Результат от 90 до 100 баллов говорит о нереалистичном оценивании своих возможностей. Результат менее 60 – это заниженный уровень притязаний и говорит о неблагополучном личностном развитии.

Уровень самооценки: результат от 45 до 74 показывает, что самооценка у человека реалистичная. Итог от 75 до 100 говорит о завышенной самооценке, следствием являются отклонения в формировании личности: личностная незрелость, неспособность правильно оценивать результаты своей деятельности. Такие люди, как правило, закрыты для того, чтобы перенимать опыт, не признают и не чувствуют своих ошибок. Итог ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке. Личность развивается крайне неблагополучно. Низкая самооценка скрывает как неуверенность в себе, так и защитную позицию, когда человек пользуется неумением, отсутствием способностей для того, чтобы не прилагать никаких усилий.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Формирование самооценки личности

На данный процесс (и на результат, т.е. самооценку и уровень притязаний) влияют 2 фактора – отношение близких и друзей и осознание собственных действий. Последнее не появляется спонтанно – оно нарабатывается благодаря взаимодействию с другими людьми. Близкие и воспитатели должны учить чадо контролю над своими поступками, согласованию собственных «хочу» с желаниями других.

Особенностью процесса является то, что в каждом возрастном периоде большую роль играет сопутствующая деятельность. К примеру, младшие школьники значительную часть своего времени уделяют обучению – решающим фактором здесь будут отметки и записи в дневнике.

Данный процесс включает 4 этапа:

  1. От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
  2. От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
  3. 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
  4. 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.

Все четыре периода связаны между собой. Каждый из них возникает на фундаменте предыдущего. Более ранние уровни выстраивают более поздние – именно этим объясняется сложный характер их функционирования.

Закон компенсации

Все просто: что-то не получается в одной сфере, и человек начинает поиск успешности в другой, необязательно бросая первую. Из «прошлой жизни» самый наглядный пример: профсоюзные деятели и т. п. Но встречаются и другие варианты: проблемы памяти, в частности, решаются с помощью привлечения вспомогательных технических средств, от банальных ежедневников до диктофонов и компьютерных напоминалок.

Кстати, встречалось не раз: не умеет сотрудник ни служебную бумагу составить, ни вести переговоры с регионами, зато начинает требовать. Это она, компенсация по принципу психологической «подстройки сверху»: отчитайтесь, доложите, докажите. А регионалы компенсируют полученный суррогат, минуя неудобного сотрудника и обращаясь к его начальству. Не с претензиями, нет, по существу вопроса, который не удалось решить. И пошло-поехало…

Что такое самооценка

В психологии самооценка — это элемент Я-концепции — образа себя, который отвечает за то, как человек оценивает себя сам. Оценка — всегда относительный показатель. Поэтому, оценить себя возможно только когда мы сравниваем себя с другими.

Актуальные социальные ценности определяют критерии для оценки. Если в социуме красивым считается подтянутое спортивное тело, то оценка такого тела в среднем выше, чем оценка рыхлого слабого тела.

Умение ясно видеть и честно оценивать себя с учетом значимых социальных критериев — это адекватная самооценка.

Самооценка — это взгляд на себя со стороны. Так, как если бы нас видел и оценивал другой человек.

Самооценка — это прибор-измеритель, примерно, как термометр

Нам важно знать, какая температура на улице, чтобы одеться по погоде. Чтобы не замерзнуть и не вспотеть

Чтобы чувствовать себя комфортно и уместно. Очень важно, чтобы термометр не врал и показывал достоверную информацию.

Также и с самооценкой — она включает оценку себя, своих возможностей и результатов в разных делах, ситуациях, сферах жизни, чтобы понять и решить — как действовать, куда вкладывать свою энергию. Какие действия будут достаточными и уместными, а какие глупыми и мимо кассы.

Искусственно завышать самооценку также мудро, как ставить уличный термометр под прямые солнечные лучи. Кому вы сделаете лучше, если будете одеваться не по погоде. Такой термометр никуда не годится.

Именно поэтому самооценка должна быть максимально адекватной — отражающей действительность. Я-идеальное не должно сильно расходиться с я-реальным, иначе личность ожидают постоянные энергетические и эмоциональные качели.

Как и с перепадом температур — в идеале самооценка не должна ни резко падать, ни быстро взлетать, иначе жизнь в таких условиях будет очень некомфортной. За каждой вспышкой эйфории будет следовать падение в яму.

К этому механизму я еще вернусь и рассмотрю его подробно, а пока расскажу — зачем нужна самооценка, и почему она так важна.

Отказ от самобичевания

Самооценка не повысится, если постоянно чрезмерно критиковать, порицать себя и корить за ошибки. Если прекратить это делать, можно сразу же добиться нескольких целей.

  • Появится свободное время, которое можно потратить на родных и более интересные занятия.
  • Возникнет понимание: «Я – это единственная и неповторимая личность на планете».
  • Появится видение своих положительных качеств. Лучше не зацикливаться на негативных, а целенаправленно работать над развитием сильных сторон.

В конце концов, любые неудачи, разочарования и ошибки можно обратить в свою пользу, используя в качестве жизненного опыта.

Что это такое в психологии?

Самооценкой современная психология называет систему представлений человека о самом себе, своей личности, месте в обществе, о своих качествах и достоинствах. Самооценка является проявлением самосознания. Человек от животных отличается способностью оценивать себя, и именно эти особенности позволяют ему делать свой жизненный выбор.

Определение в более широком понимании подразумевает способность человека критически оценивать свои поступки и основные черты характера, примеривать на себя разные альтернативы и возможности. Самооценка помогает нам ставить цели и двигаться к ним. Значение слова также включает в себя определенное нравственное удовлетворение. Люди с нормальной самооценкой легко поддерживают гармонию в душе, они уверены в себе, не страдают от внутренних конфликтов. При формировании самооценки человек соединяет в общем поле свои представления о себе, полученные путем сравнения себя с окружающими и некими жизненными ориентирами. Ориентиры меняются со временем. Если еще пару веков назад ценным считалось умение танцевать на балах, то сегодня умение танцевать на самооценку большинства людей не влияет. Есть и вечные ценности, такие как порядочность, честность, ответственность, доброта, смелость и т. д. Они влияют на самооценку во все времена.

Самооценка может варьироваться — в каких-то ситуациях она повышается, в каких-то незначительно временно снижается, все зависит от того, нравимся ли мы себе в тот или иной отрезок времени в тех обстоятельствах, в которых оказались.

Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная

Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная

Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.

Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач.

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.

Как сделать свою самооценку адекватной – советы

Завышенная самооценка приносит массу бед человеку. Чем раньше вы выявите этот недостаток характера и начнете его исправлять, тем больше вероятность самостоятельно избавиться от проблемы.

Осознание проблемы

Человек не сможет нормально оценивать собственные силы, если к нему не придет осознание недостатка. Для этого после любого совершенного действия старайтесь смотреть на себя со стороны.

Психологи дают такую рекомендацию: поставьте себя на место собеседника и подумайте, как выглядите в его глазах. Возможно, вы не такой гениальный, каким себя считали.

Уважайте посторонних людей и их мнение

Научить ценить не только собственные, но и чужие достоинства. Это абсолютно нормально. Вы не можете быть лучшими во всем.

Завышенная самооценка мужчины отличается этой особенностью. Они более подвержены духу соперничества, чем женщины. Вовремя остановиться и уступить другому – важный аспект адекватной мужской самооценки.

Выслушивайте здоровую критику

Обида на критику посторонних – неправильная тактика для человека, который решил стабилизировать собственную самооценку. Необходимо прислушиваться к словам окружающих. Найдите в их упреках мотивацию для исправления собственных ошибок.

Будьте самокритичны

Учитесь смотреть на собственные поступки непредвзято. Сухо оценивайте принятые решения, сказанные слова. То же самое с внешностью. Воспринимайте недостатки, но не корите за них.

Помните, что у вас есть достоинства. Минусы – свидетельство того, что вы человек, идеальными быть не можете.

При неудачах анализируйте свои действия

В случае неудачи тщательно разберите, что привело к ней. Оцените весь проделанный путь. Адекватная самооценка деятельности поможет вам работать над собой и достигать новых результатов.

Сравните себя с людьми, добившихся наибольшего успеха

Верный способ понизить самооценку – понять, что есть люди успешнее вас.

Смиритесь с тем, что вы не добились наибольшего успеха в собственной области. Вам есть куда совершенствоваться.

Перестаньте соперничать

Желание быть лучше всех, показать себя перед коллегами и боссом – одна из причин завышенной самооценки.

Хватит обращать внимание на чужую деятельность. Сконцентрируйтесь на собственных достижениях и стремлениях

Не навязывайте свое мнение

Адекватная самооценка личности характеризуется умением общаться с людьми. Прислушивайтесь к мнению окружающих и не навязывайте собственное. Если, по вашему мнению, собеседник не прав, дайте ему совет, но не указывайте, как поступать.

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Техники работы

В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.

Позитивный настрой

Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками

Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.

Списки ожиданий — собственных и окружающих

В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.

Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.

В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.

Целеполагание

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого. Если вы хотите, а окружающие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начинайте работу по снижению своих планок. Если наоборот — научитесь смотреть на себя со стороны и мыслить о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.

Тренинг

Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.

Методика трёх вопросов

У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.

Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.

Как формируется самооценка?

Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.

Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.

Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.

Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни

На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector