Основные формы мышления и их описание

Содержание:

Методы диагностики и исследования

Уровни

Формирование образного мышления достигается к семи годам и является основным вкладом в общий процесс становления психики.

Степень развития поделена на три уровня: низкий, средний и высокий.

  • В то время как при самом низком уровне ребенок не видит связей предметов и имеет очень маленький словарный запас.
  • Средний уровень характерен выполнением заданий только с подсказками взрослого.
  • При высоком уровне развития дети могут выстраивать связный рассказ, видеть общее и объединять предметы в группу.

Нарушения

Основное нарушение – это задержка развития. Дети не тянутся к игрушкам, у них нет желания потрогать предмет они однообразны в своих действиях.


Ребенок очень плохо осваивают такие действия, как приседания или ходьба боком, или спиной. Он не видит то, к чему может привести определенное действие, его трудно научить застегивать куртку или завязать шнурки.

Во взрослой жизни люди с нарушениями очень неловки. Часто они оказываются несостоятельны в быту, не следят за порядком. В некоторых случаях недоразвитие образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других видов мышления.

Методика

Чаще всего для выявления затруднений в развитии этого мышления используются следующие тесты и методики, включающие в себя:

  • классификацию предметов;
  • разрезанные картинки;
  • исключение предметов;
  • сравнение и понятие;
  • кубики Кооса.

Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.

Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.

Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.

Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.

К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.

Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.

Диагностика

Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:

  1. Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.

    Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое.

  2. Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.

&#171,Собери картинку&#187, , ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.

&#171,Лишний&#187, , данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.

Значение

Наглядно-образное мышление является платформой для развития более сложных мыслительных операций.

На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления будет основным при решении различных подготовительных задач.

При этом у ребенка развиваются:

  • воображение,
  • пространственное восприятие,
  • логика и построение структурных связей,
  • различные методы оценивания ситуации (исключения, подбора и так далее),
  • способность к представлению без наличия предмета в поле зрения.

Особенное значение этот вид приобретает в творческой реализации, которая также помогает и развить его.

Поэтому если у ребенка обнаруживаются такие склонности, развитие наглядно-образного мышления идет гораздо быстрее, но также стоит и поддерживать этот процесс.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться в детском возрасте и является необходимым этапом развития ребенка. Оно основано на представление образов окружающего мира и формирует более сложные типы мышления.

Также этот вариант мыслительных процессов продолжает использоваться и у взрослого человека, выполняя важную роль &#171,представления&#187, психики о мире, почему необходимо уделять время развитию мышления в детском возрасте.

Проверка наглядно-образного мышления ребенка:

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Почему важно развивать нестандартное мышление

Креативное мышление — что это такое в психологии

Развитие образного мышления необходимо в первую очередь тем людям, чья профессиональная деятельность связана с творчеством. Это не значит, что представителям других сфер труда не нужно развивать данный вид мышления. Умение творчески решать поставленные задачи позволяет:

Быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;


Индивид видит разные варианты решения проблемы

  • Быть лидером в трудовом коллективе;
  • Видеть сразу несколько вариантов решения, мысленно сравнивать их, выбирать наиболее оптимальный способ действий;
  • Развить у себя новые способности, овладеть новыми видами деятельности.

Образное мышление у детей

У детей образное мышление активно включается в работу в процессе игр и занятий творческими видами деятельности. У детей в 1-3 года на качество образного мышления оказывает существенное влияние организация пространственной среды. Чем разнообразнее игрушки малыша, чем больше сказок ему читают взрослые, тем более развитым будет его образное мышление.

В период дошкольного детства образное мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с осязанием и кинестетическим каналом получения информации. Этот возрастной период крайне важен для формирования реалистического представления о мире. Родителям не следует перегружать комнату малыша обоями с изображением множества сказочных персонажей, заполнять все свободное пространство игрушками, покупать кровать в виде машины или шкаф с изображением популярного мультипликационного героя во всю дверцу

Важно помнить, что в период детства у ребенка нужно формировать эстетический вкус

При взаимодействии с реальными объектами окружающего мира глаз ребенка совершает множество микродвижений. Помимо зрения, в формировании представления о том или ином предмете принимают участие другие анализаторные системы

Детям очень важно потрогать новый предмет, подержать его в руках, чтобы почувствовать его фактуру, вес. В результате совокупной работы органов чувств у ребенка формируется многогранный собирательный образ предмета

При просмотре телевизора взгляд ребенка сосредоточен на экране, глазные мышцы совершают гораздо меньше движений. При этом в формировании образа участвуют только 2 анализатора: зрение и слух. Остальные каналы получения информации не работают, значит, не развиваются.


Чувственное познание

Если родители разрешают ребенку бесконтрольно смотреть мультики, проводить время за компьютером, то развить его образное мышление будет сложно – современная техника притупляет развитие воображения и фантазии. Способность генерировать собственные идеи при этом снижается.

Внимание! Основа развития ребенка – чувственное познание мира, поэтому отличным примером развития образного мышления в психологии является вовлечение малыша в настольные, сюжетные и подвижные игры. Дети, которые проводят много времени за просмотром мультфильмов, не могут наравне со сверстниками принимать участие в сюжетно-ролевых играх

Кроме того, они испытывают трудности и в других видах детской деятельности: не умеют рисовать на свободную тему, в лепке предпочитают строго следовать инструкции, опасаются проявлять инициативность.

Образное мышление у взрослых

Образное мышление взрослого проявляется в восприятии им окружающей действительности

Этот процесс неразрывно свзязан с вниманием, памятью и воображением

Развитое образное мышление является необходимым условием успешной работы дизайнеров, режиссеров, хореографов, фотографов. Для людей, профессиональный труд которых связан с созданием нового оригинального продукта (модели, спектакля, танца, художественной композиции), генерирование мышлением множества образов является источником вдохновения. Они умеют видеть необычное в обычном, способны разглядеть гениальные задатки ребенка. Профессионального мастерства они достигают за счет высокого уровня развития образного мышления.

Условно можно разделить людей на 3 типа: кинестетик, визуал и аудиал. Для кинестетика в процессе восприятия действительности крайне важны чувственные образы. Чтобы понять суть работы какого-то механизма, ему нужно потрогать его, понажимать кнопки. Аудиал в повседневной жизни чаще опирается на звуки. Визуал ориентируется в ситуации с опорой на зрительные образы и наглядность.

Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность

Если вы не хотите погубить в ребёнке творческий потенциал, и превратить его в шаблон ваших собственных желаний, то не стоит даже пытаться втиснуть его любопытство и живой интеллект в узкие рамки взрослого восприятия мира. Именно детское любопытство и полет фантазии в будущем могут стать той самой основой, которая необходима для развития творческого потенциала.

Для того чтобы развить наглядно-образное мышление у детей, необходимо как можно чаще играть с ними в развивающие игры, такие как головоломки, рисование или решение ребусов и загадок. Главное, не принуждать ребёнка к решению различных задач, ребёнок сам должен хотеть играть в эти игры.

В дошкольном возрасте, наглядно-образное мышление проявляет себя в умении решать разные задачи в уме, при использовании ранее накопленных алгоритмов и схем. Именно так у него начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, которое также необходимо для развития творческой личности.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Этапы развития мышления ребёнка

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • понятийное (логическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям младшего дошкольного возраста. Однако уже на четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем уже развивается логическое мышление.

В начале дошкольного периода малышам необходим телесный контакт с предметом. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.

Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера.

Формирование мышления в детском возрасте

Давайте разберемся: как же происходит формирование мышления у детей? Конечно же, благодаря играм и общению со взрослыми людьми. Мыслительный процесс малыша проходит следующие этапы:

  • Действенное. Оно характеризуется решением простых задач благодаря манипулированию предметами. То есть благодаря своим ручкам ребенок развивает свою мелкую моторику и, следовательно, само мышление.
  • Образное. Особенностью этого мышления является более сложный процесс: ребенок учится создавать в своем воображении последствия сделанных действий. Этот вид мыслительной деятельности — один из самых значимых, так как играет огромную роль при обучении ребенка ( в школе, в институте и т. д.)
  • Словесно — логическое. Это высшая форма мыслительного процесса. Здесь ребенок учится не просто мыслить, а мыслить определенными понятиями. Они выражаются при помощи слов. Для малыша слово — это конкретная ассоциация уже с ранее знакомым объектом. То есть под словом «собака» ребенок понимает какую-то определенную собаку, по истечении времени у ребенка появляется умение обобщать предметы.

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать в ребенке мыслительную деятельность. Есть рекомендации для разных возрастов, которых следует придерживаться:

  • До годика ребенка нужно научить играть используя веревки. Например, чтобы достать игрушку, которая находится в поле его зрения, необходимо просто потянуть за веревку, которую заранее следует привязать. Таким образом, ребенок учится не сразу хватать предмет, а доставать ее с помощью другого приспособления.
  • Как только ребенок начнет вставать и начнет выбрасывать все игрушки из кроватки, можно поступить следующим образом: привязать все игрушки веревками за бортик кроватки. Малыш поймет, что выбрасывая их, они не падают. Ему будет забавно и познавательно тянуть за веревки, тем самым возвращая игрушки в кроватку.
  • С возраста когда малыш приспособится сидеть, можно попробовать поиграть с ним в такую игру: кладете неподалеку от него интересные игрушки и привязываете к каждой из них ленту. Даете все концы лент ему в руки, он по желанию будет тянуть ту ленту, которая привязана к понравившейся игрушке.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наглядно — действенное мышление — носит практический характер.

Для полноценного развития ребенка, в ваших интересах придумывать разнообразные игры, благодаря которым ребенок научится использовать посторонний предмет для получения цели.

Каковы особенности развития, когда формируется и ярко проявляется?

У малышей дошкольного возраста


У малышей раннего возраста, не достригших 4-х лет, знакомство с миром происходит через взаимодействие с предметами и прикосновения, поэтому особенностью этих дошкольников является то, что на первом месте у них пока действенное мышление (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).С 4-5 лет дети уже могут представлять различные ситуации в своей голове и могут найти предмет по его словесному описанию. Для ребенка данного возраста характерна более обширная картина мира.

У младших и средних школьников

Новая обстановка меняет уклад жизни ребенка, его социальные роли в коллективе и семье. В образовательном учреждении задания усложняются, и умственная деятельность школьника перестает опираться только на практическую составляющую. Для того чтобы решать задачи, необходимо учиться рассуждать и анализировать, а это уже новые умственные операции. И как раз тут начинает работать образное мышление (для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей и какие есть методы и техники его развития читайте тут).

Основная сложность в правильном психическом становлении у детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они быстро теряют интерес и, как следствие, суть процесса. К среднему школьному возрасту ребенок уже может планировать. Правильно сформированное наглядно-образное взаимодействие к этому моменту, способствует лучшему усвоению новых предметов в школе.

В жизни подростков

Внимание. В подростковом возрасте идет большой скачок в мыслительной деятельности

Эволюция образного познания происходит в связке с речевыми изменениями.

Наглядно-образное мышление на данном этапе связано со следующими проявлениями: подросток стремится к правильным определениям, логическим обоснованиям, в речи чаще появляются предложения со сложной структурой, она становится более выразительной.

Хороший уровень всех типов мышления позволяет в подростковом возрасте приступить к последовательному изучению основ наук. Новые школьные предметы требуют обобщения опыта, оперирования сложными понятиями, способности самостоятельно мыслить, сравнивать и рассуждать, а развитие этих умений как раз формируется на основе наглядно-образного мышления, тесно связано с ним.

Что предполагает у взрослых?


У взрослых людей наглядно-образное мышление взаимодействует с практическим, это позволяет действовать по ситуации. В истории человечества образное мышление позволило людям улучшить свое ручное мастерство. Высокий уровень такого мышления во взрослой жизни улучшает творческие способности, повышает степень креативности и генерирования новых идей. А также улучшает разные участки памяти, внутреннее чутье и позволяет свободно себя ощущать в незнакомых ситуациях.

В каких профессиях требуется?

Творческие профессии требуют задействования образного мышления и креативности, которая исходит из него и будет работать в паре с аналитическими способностями человека. Образность способствует развитию острого ума и желанию расширять кругозор. Возможность найти нестандартные подходы к различным ситуациям помогут выходить из них проще и быстрее. А умение визуализировать желания и мечты сделает их исполнение более достижимым.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ

3 года

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

4 года

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

5 лет

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Развитие НОМ у взрослых

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

«Шампанское»

Этап 1. Представьте себе шампанское

Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

«Ferrari»

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

Что всем следует знать про образы и образное мышление?

Воображение — это способность души формировать различные условия, с целью прожить желаемый для себя опыт.

Сергей Перекрёстов

Мы многое слышали про воображение… Знаем, что это прикольная и полезная штука, и как важно сознательно включать воображение в реализации своих планов и мечт. Почему же у одних воображение развито и, что называется, работает на человека, у других оно может вообще отсутствовать (как они думают), а у третьих может быть «больным» (когда человек не управляет им и в голову лезет всякая чепуха и страшилки)?

Почему же у одних воображение развито и, что называется, работает на человека, у других оно может вообще отсутствовать (как они думают), а у третьих может быть «больным» (когда человек не управляет им и в голову лезет всякая чепуха и страшилки)?

Словом, сегодня мы поговорим про воображение, образы и образное мышление. Ну, обо всем по порядку…

Развитие наглядного мышления у детей

Наглядно-действенное мышление формируется в процессе знакомства с окружающим миром, в процессе игры, и его развитие предполагает действенное участие взрослого, его помощь в организации игр, его контроль и поддержку. Дети под руководством взрослого узнают больше о свойствах предметов, учатся ими пользоваться, устанавливают связи и отношения, решают с помощью предметов разные задачи на практике. К шести – семи годам ребёнок уже умеет выполнять разные задания на основании наглядного образца, сопоставлять форму предметов или деталей и их размеры.

Одним из самых эффективных занятий, способствующих развитию наглядных форм мышления, является конструирование

Поэтому так важно, чтобы ребёнок играл с конструкторами из разных материалов, разной формы и разных видов. Этой же цели служат занятия с ножницами и бумагой, складывание фигурок из спичек

С помощью вспомогательных материалов (конструктор, спички, счетные палочки) дети складывают домики и гаражи, столы и скамейки, лесенки, мосты и многое другое. Малыш строит по образцу, а если у него не получается – взрослый показывает ему, как действовать, а ребёнок подражает. Если и это трудно – взрослый делает сам, и ребёнок помогает ему, а потом пробует сам. Например, можно на столе выкладывать плоские фигуры, используя определённое количество спичек, или перемещать одну или несколько спичек так, чтобы получалась другая фигура.

Благодаря взаимодействию со взрослым, ребёнок не только развивает наглядные формы мышления, но и получает новые впечатления и развивает речь. Сложность заданий должна постепенно нарастать.

Как мы уже говорили, наглядно-образное мышление опирается на наглядно-действенное. Оно возникает постепенно, по мере того как ребёнок набирается достаточно практического опыта действий или задумывается о том, как можно изменить ситуацию, представляя при этом в уме, что нужно предпринять и что получится в результате. Наглядно-действенное мышление необходимо для успешного обучения ребёнка в начальной школе. Ребёнок учится решать в уме задачи, опираясь на вопросы (то есть на своё представление о предметах).

Очень важно повышать уровень развития наглядно-образного мышления ребёнка, ведь оно имеет доминирующее значение в процессе познания им окружающего мира. Благодаря наглядно-образному мышлению ребёнок усваивает знания и получает представление о происходящем

К тому же оно порождает первые ростки детского творчества. Достигнутый в дошкольные годы уровень развития наглядно-образного мышления важен для всей дальнейшей жизни человека: это бесценный вклад в общий процесс психического развития человека.

Развитию наглядно-образного мышления способствует прохождение лабиринтов, рисование и конструирование. Но конструирование не по заданному образцу, а на основании словесной инструкции взрослого или путём воплощения задуманной самим ребёнком идеи. Благодаря развитию наглядного мышления ребёнок пользуется схемами, производит подсчёты в уме. К семи годам у детей начинает формироваться и словесно-логическое мышление, позволяя рассуждать, оперируя отвлечёнными понятиями.

Методы диагностики и исследования

Уровни

Формирование образного мышления достигается к семи годам и является основным вкладом в общий процесс становления психики.

Степень развития поделена на три уровня: низкий, средний и высокий.

  • В то время как при самом низком уровне ребенок не видит связей предметов и имеет очень маленький словарный запас.
  • Средний уровень характерен выполнением заданий только с подсказками взрослого.
  • При высоком уровне развития дети могут выстраивать связный рассказ, видеть общее и объединять предметы в группу.

Нарушения

Основное нарушение – это задержка развития. Дети не тянутся к игрушкам, у них нет желания потрогать предмет они однообразны в своих действиях.


Ребенок очень плохо осваивают такие действия, как приседания или ходьба боком, или спиной. Он не видит то, к чему может привести определенное действие, его трудно научить застегивать куртку или завязать шнурки.

Во взрослой жизни люди с нарушениями очень неловки. Часто они оказываются несостоятельны в быту, не следят за порядком. В некоторых случаях недоразвитие образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других видов мышления.

Методика

Чаще всего для выявления затруднений в развитии этого мышления используются следующие тесты и методики, включающие в себя:

  • классификацию предметов;
  • разрезанные картинки;
  • исключение предметов;
  • сравнение и понятие;
  • кубики Кооса.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector