Факторный подход. теория конвергенции двух факторов

Критика

Эрнест Дж. Борман, теоретик теории символической конвергенции, в прошлом профессор коммуникации в Университете Миннесоты, утверждал, что SCT является одновременно объективной теорией и теорией интерпретации. Методы определения фэнтезийных тем, типов и видений создают гуманистический подход, допускающий интерпретацию. SCT часто хвалят и даже считают немного необычным, потому что он соответствует обоим критериям как объективности, так и толкования. Эрнест Г. Борман, Джон Ф. Краган и Дональд С. Шилдс ответили на первоначальную критику в 1994 году. Борман отметил, что один момент, которого не хватает SCT, — это возможность предикации и контроля человеческого общения в 1982 году.

Эм Гриффен выдвигает аргументы в пользу того, что теория символической конвергенции является объективной теорией. Теория символической конвергенции объективна, потому что она фокусируется на совместном использовании групповых фантазий, создающих символическую конвергенцию, которая сформулирована как универсальный принцип, справедливый для всех людей, независимо от времени, культуры и контекста общения. Ниже приведены четыре теста, которые можно объективно интерпретировать для SCT.

  1. Хорошая объективная теория объясняет, что происходит и почему это происходит. Эта теория дает прекрасное объяснение того, что имеет смысл в групповом обсуждении и как. Это может помочь нам разобраться в хаотичном групповом обсуждении, когда члены группы говорят одновременно или расходятся по вербальным связям. Однако профессор коммуникации Бостонского колледжа Джеймс Олуфовот не считает, что объяснение Бормана заходит достаточно далеко. В сочувствующей критике, направленной на улучшение теории, он утверждает, что «SCT недостаточно объясняет, почему люди в первую очередь предрасположены к драматизации реальности и обмену фантазиями. Хотя SCT покрывает большую часть этой критики, Борман говорит, что SCT не дает достаточно объяснить, почему люди в первую очередь склонны драматизировать реальность и делиться фантазиями ».
  2. Хорошая объективная теория предсказывает, что произойдет. SCT явно достигает этой части квалификации, чтобы быть объективной теорией. SCT может предсказать, что когда между участниками разразится цепочка фантазий, произойдет и символическое сближение. Без этого цепного извержения внутри группы не будет сплоченности. Хотя SCT может предсказать, что фантазии произойдут, он не может предсказать, когда драматизирующее сообщение вызовет цепную реакцию. Борман сравнил SCT с биологической теорией эволюции Дарвина в этом отношении. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не может быть сплоченности. Эволюционная теория может объяснить путь развития современного человека, но не может предсказать дальнейший путь эволюции. SCT включает групповое сознание во времени и включает описание динамических сил, которые объясняют обнаруженные модели общения, но не то, когда они произойдут.
  3. Хорошая интерпретирующая теория проясняет ценности людей. SCT подчеркивает ценности риторического сообщества, создавая точки соприкосновения, сходясь во мнениях и сопереживая общению. Эта теория не объясняет, что происходит, когда кого-то, кого игнорируют, не учитывают или исключают из группы, потому что люди плохо взаимодействуют, когда их игнорируют.
  4. Хорошая интерпретирующая теория предлагает новое понимание людей. Метод SCT отлично помогает риторическим критикам сосредоточиться на символическом языке. Аналитик по тематике фэнтези сосредотачивается на риторических взглядах в различных сообществах, таких как феминистская критика, ищущая модели мужского доминирования, и то, как сообщения в пользу расстройства пищевого поведения влияют на людей в этом сообществе.

В 2003 году Джошуа Ганн выступил с изощренной критикой того, что он считал устаревшей концепцией SCT Бормана, включающей гуманистическую конструкцию сознательных человеческих акторов, работающих с агентством. Напротив, Ганн предложил постмодернистскую конструкцию, работающую в бессознательном, и критиковал работу Бормана как уходящую эпоху до того, как Майкл МакГи начал риторическое исследование вопросов идеологии. Борман, Краган и Шилдс ответили в том же году, опровергая или отклоняя критику Ганна. Подтверждающий аргумент в пользу того, что SCT является мерой сознательной человеческой деятельности, можно увидеть в преднамеренном использовании риторики для создания искусственной конвергенции групповых восприятий религиозной защитной группой для решения конкретной проблемы.

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.

Возникновение факторного подхода

Уже в ХХ веке было собрано достаточное количество фактов, которые в дальнейшем поддались конвергенции. Они говорят о том, что наследственность оказывает большое влияние на развитие ребенка. Помимо этого ученым удалось выяснить, что на становление человека с малых лет влияет и среда обитания. Вильям Штерн является основоположником теории двух факторов, согласно которой психическое развитие чада является результатом наследственности и условий внешней среды.

Согласно Штерну, развитие обусловлено Х единицей наследственности, а также Y единицей среды. Психолог Анна Анастази считала, что поведенческие особенности зависят одновременно от наследства и от средовых факторов. В связи с этим необходимо было выявить, какой процент наследственных и какой процент средовых факторов способствуют индивидуальному развитию поведения ребенка.

Чтобы лучше понять суть теории, можно рассмотреть пример на растениях. Из зерна, которое было помещено в почву, может вырасти как пшеница, так и совершенно другое растение, что можно отнести к наследственности. Однако если это зерно окажется в неблагоприятных условиях, оно не сможет прорасти. Таким образом, наследственный фактор предопределяет, что именно вырастет из этого зерна, а от среды зависит реализация плана. По мнению Штерна, именно наследственность является основным фактором в развитии, а среда выступает индикатором, проявляющим определенные свойства.

Основные положения теории Штерна

В первом положении Штерн обозначил наличие нескольких врожденных целей, которые подразумевают потребность и механизма, способного эту потребность удовлетворить. Первой целью является самосохранение, а второй — желание саморазвиваться в физическом и духовном плане. Это желание приводит к возникновению новых способностей, а самосохранение помогает достичь развития.
Второе положение говорит о развитии способностей. Согласно Штерну, у человека есть способности и задатки. Если задатки являются наследственным фактором, то способности всегда зависят от задатков человека. Окружающая среда может влиять на развитие задатков, способствуя их торможению или проявлению.
Психическое развитие принадлежит к третьему положению, в котором говорится о темпах, определяющих наследственность. При этом указывается, что внешняя среда особо не изменяет его. Однако если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то это может привести к торможению развития и неполному раскрытию способностей.

В четвертом положении говорится о том, что стадии развития полностью предопределены унаследованными факторами. Так, например, дошкольник любит играть и слушать сказки независимо от того, какая у него культура и в какую историческую эпоху он растет.

Согласно теории Штерна, наследственность является основным фактором в развитии, а среда может лишь способствовать проявлению каких-либо задатков

Таким образом, можно сделать вывод, что наследственность оказывает большее внимание на становление личности. Научиться понимать лучше собственные эмоции, эмоции собственного ребенка поможет курс «Эмоциональный интеллект»

Первый урок бесплатно!

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б

Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития.

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

Структурные компоненты

Риторическое видение

Риторическое видение представляет собой единое сочетание различных общих сценариев, которое обеспечивает более широкий взгляд на социальную реальность культуры. Риторическое видение часто объединяется с помощью основной аналогии, которая объединяет различные элементы.

Риторическое сообщество

Риторическое сообщество состоит из людей, которые участвуют в риторическом видении. Члены риторического сообщества разделяют «внутренние шутки» и будут стремиться реагировать на сообщения теми способами, которые соответствуют их риторическому видению.

Сага

Сага — подробный рассказ о достижениях и событиях в жизни человека, группы, сообщества, организации или нации. Например, сага обеспечивает общие символические связи, которые связывают участников с официальной организацией и обеспечивают символические аспекты организационной культуры и обычаев. Чтобы функционировать, сага, как и фантазия, должна разделяться членами группы. До тех пор, пока все члены организации или большинство не будут разделять некоторые общие фантазии, то есть, до тех пор, пока у них нет организационной саги, как приверженность членов организации, так и их способность создавать совместный коммуникативный климат будут слабыми.

Жизненный цикл

Этап 1: Возникновение или создание

Драматическое событие или серия событий приводят к неуверенности и необходимости развивать риторику для объяснения текущего состояния реальности. В случае холодной войны возникновение фантазийного видения было необходимо после того, как речь Сталина прояснила его веру в то, что капитализм и коммунизм несовместимы и что война неизбежна. С речью Доктрины Трумэна возникающие фантазии о красном фашизме (например, коммунизм против демократии), политике власти (например, стратегия сдерживания) и видении горячей войны (например, сделать мир безопасным для демократии) кристаллизовались в еще неизвестное концепция «холодной войны».

Этап 2: Повышение сознания

Фантазии начинают возникать у коллектива людей по общим интересам. По мере того, как они совместно создают новое видение, их жизнь приобретает новый смысл и эмоции, а их поведение меняется. Принцип критической массы , когда риторическое видение начинается период бурного роста, занимает центральное место в сознании средств. Также ключом к этому этапу является принцип преданности делу , который утверждает, что когда запланированные события побуждают людей действовать в соответствии с ключевыми эмоциями, присутствующими в риторическом видении, их сознание повышается.

Этап 3: поддержание сознания

На этом этапе общение сосредоточено на поддержании приверженности людей, которые разделяют риторическое видение. Принцип экранирования утверждает , что видения часто остаются неизменными в основном тем , что содержит мотивацию , чтобы аннулировать счетчик сообщений. Принцип освящения утверждает , что видение может быть устойчивым через жесткую критику борьбы с риторикой и стратегических позитивных инсценировок для поддержания видения жизненных сил. Принцип повторения утверждает , что риторические видения могут быть устойчивым путем пересчета ключевых тема фантазии и типов в новых манерах , которые вписываются в драматической структуру зрения, наряду с кадрированием новой информации в старых риторических формах поддерживать объясняющую силу.

Стадия 4: снижение видения

Ситуации в риторическом сообществе могут меняться так быстро, что видение не может успешно адаптироваться. Принцип пояснительной дефицита утверждает , что , когда риторическое видение теряет свою объяснительную силу, она начинает снижаться. Другая возможная причина упадка объясняется принципом взрыва свободы слова , когда значительный период цензуры сменяется потоком контр-риторики. Аналогичным образом, принцип возрождения риторических представлений о соперничестве утверждает, что с открытием каналов коммуникации возрастает конкуренция со стороны альтернативных риторических представлений.

Этап 5: Терминус

Конец риторического видения. Принцип быстрой имплозии утверждает , что негибкое риторическое видение не будет снижаться постепенно, но будет взрывать на себя , когда сочетание проблем, неспособность объяснить быстрые изменения и противоречивые мотивы становятся слишком много для видения , чтобы иметь дело с.

Конвергенцией в разных областях науки с примерами

Объяснить конвергенцию лучше всего с помощью простых примеров.

В биологии

В рамках теории эволюции происходит так называемая эволюционная конвергенция видов. Это происходит, когда два разных вида одинаково приспосабливаются к определенной физической среде. Обратный процесс известен, как эволюционная дивергенция.

Конвергентная эволюция между двумя видами не является спонтанным явлением, а происходит постепенно и медленно на протяжении многих поколений. В этом смысле законы эволюции являются двигателем конвергенции, как стратегии адаптации к окружающей среде.

Наглядным примером такой трансформации является то, что произошло с водными животными, у которых развились плавники, позволяющие лучше выживать.

Если говорить об эволюционной дивергенции, то можно привести в качестве примера функциональные различия между крыльями одних видов по отношению к крыльям других.

В медицине

Расстройство конвергенции — нервно-мышечная и сенсорная аномалия зрительной системы.

Характеризуется недостаточной способностью глаз поворачиваться друг к другу или поддерживать схождение.

В психологии

Теория конвергенции — это теория психического развития ребенка. Предложена В. Штерном, также известна как теория двух факторов.

В одних аспектах человека определят социальная среда, а в других — врожденные инстинкты.

Конвергенция утверждает, что личность развивается при слиянии этих факторов. Например, близнецовые исследования позволяют понять, какие болезни больше зависят от генетики, а какие — от окружающей среды.

В политике

Если у двух людей одинаковые подходы, то они сближаются, потому что есть сходство между их позициями. В контексте дебатов существует логическое расхождение во мнениях и взглядах.

В связи с этим существует вероятность того, что кто-то может предложить сближение позиций, и когда это случается, происходит конвергенция.

В экономике

Две конкурирующие компании принимают решение о слиянии для конкретного проекта с целью получения большей рентабельности. В этом случае обе структуры должны будут сойтись, что подразумевает разработку совместных стратегий.

Таким образом, концепция подразумевает определенное соглашение или пакт, так что первоначальные различия трансформируются во взаимодействие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector