Конфликт интересов: выявление и урегулирование

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Образец уведомления

Видео

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и нанести ущерб интересам личности, общества либо государства.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные или муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

 В свою очередь представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • когда медицинские исследования финансируются фармацевтическими компаниями;
  • когда психотерапевты пытаются лечить членов семьи;
  • когда профессора имеют личные отношения со студентами.

Во всех этих случаях люди игнорируют свои должностные обязанности ради личной выгоды.

Могут также возникнуть в бизнесе или в общественной жизни. Это происходит, когда есть расхождение между тем, что сотрудник может получить на личном, возможно, финансовом уровне, и его профессиональными обязательствами. Если столкновение раскрыто и правильно рассмотрено, никаких значимых последствий оно не повлечет. Однако, если не будет решено, то может нанести ущерб вовлеченным людям, а также всей организации. Поэтому признание потенциального либо реального противоборства целей имеет критическое значение.

Разрешение конфликтов интересов

Человек, ведущий диалоги с другими людьми и руководствуясь девизом «Чужое мнение не интересует», совершает ошибку. Часто такой человек жалуется на других людей, на то, что они его не понимают и пытаются все время возразить. Он с удовольствием описывает ситуации, в которых люди были вроде как неправы

Но если попросить человека пересказать чужое видение ситуации, то он скажет, что «это не важно, и я могу рассказать, как все действительно было». Данное поведение говорит лишь о том, что человеку не важно другое мнение, у него есть свое, а людей он не желает слушать

Такой человек в любом споре настаивает на своем, не желает даже слушать точку зрения оппонента, всегда сам принимает решение, касающееся всех участников беседы, и не терпит возражений. Он либо кричит, либо высказывает свою точку зрения и уходит, либо монотонно твердит одно и то же. Человек не дает сказать другому ни слова, а если и дает, то не слушает, потому что полагает, что все, сказанное другим человеком, будет неправильным.

Даже самые гениальные умы не могут знать всего на свете. Они, конечно, во многих вещах являются экспертами, но не во всех. А значит, существуют люди, которые могут удивить даже таких гениальных людей.

Тот, кто не прислушивается к другому человеку, совершает ошибку, так как не позволяет себе узнать своего оппонента. Возможно, что у другого человека будут дельные предложения и хорошие идеи. Даже если вам и кажется, что это нереально, все равно послушайте. Вы тем самым узнаете человека получше. Чем он живет, как мыслит, к чему стремится. Разве это неинтересно, особенно если вашим собеседником является любимый человек? Вы можете так и прожить, не прислушиваясь к другому и не зная его сущности. Со временем ваш партнер может показаться вам совершенно незнакомым человеком. И все почему? Потому что вы не желаете его слышать, так как не считаете это нужным.

Нетерпимость в данных случаях становится недостатком, нежели достоинством. Если вы не желаете слышать чужого мнения, возможно, вы стараетесь защититься, спрятать страхи, которые говорят о том, что вы не уверены в том, во что верите. Стараясь заставить другого молчать, вы можете говорить свое мнение, не будучи в нем уверенным. Но если вдруг заговорит оппонент, тогда это станет для вас катастрофой. Разногласия в процессе общения – естественное явление. Одно дело, если это кому-то вредит. Но зачем переубеждать человека, если его мнение не принесет бед никому?

Избегайте однозначности и категоричности. Ничто на планете не является однозначным. И по любому поводу найдется как минимум два мнения, каждое из которых будет верным. Лучше приучите себя прислушиваться к точке зрения своих оппонентов.

Имейте свое мнение, но не руководствуйтесь девизом «Чужое мнение не интересует». Прислушивайтесь к другим людям, доказывайте свою правоту конкретными доводами. Если вам не удалось переубедить другого, тогда лучше отступить, оставив человека в покое.

Какими способами можно решить конфликт интересов?

  1. Путем уступок. Здесь вы просто предоставляете другим людям возможность достигать своих целей, даже если вы с ними не согласны.
  2. Удержание. Вы ненадолго прекращаете решение проблемы, чтобы подумать и все взвесить.
  3. Нахождение компромисса. Здесь каждая из сторон идет на определенные уступки, но при этом сохраняет право реализовывать свои желания. Каждая из сторон соглашается с реализацией желаний другого и воплощением своих целей.
  4. Добровольный отказ. Отказаться можно как от своей должности, так и от ресурсов, за которые ведется борьба.
  5. Включение третьей стороны, которая будет беспристрастно относиться к ситуации и решать за участников, кто на что может претендовать. Такое часто встречается в судебных делах, где люди пользуются своими правами и защищают их.

Если речь вести о межличностных отношениях, то здесь часто возникают конфликты интересов. Психологи советуют:

  • Сохранять спокойствие.
  • Анализировать ситуацию максимально объективно.
  • Открыто вести диалог с оппонентом с целью выяснения общих целей и методов, которыми они вместе могут воспользоваться.
  • Подводить итоги, чтобы обеим сторонам было понятно, к чему они пришли.

Конфликты интересов возникают в отношениях между родителями и подростками. Методами их устранения могут быть:

  1. Подавление. Когда родители возлагают на себя ответственность за все последствия и заставляют подростка поступать по-своему.
  2. Разрешение. Когда подросток может поступать так, как считает нужным.
  3. Компромисс. Когда родители и подросток от чего-то отказываются ради достижения общего решения вопроса.

Случаи, связанные с имуществом и судами

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Госслужащий должен завершить все обязанности, которые касаются конкретной организации

Когда речь заходит, к примеру, о кредиторах, то помимо стандартной процедуры по уведомлению, нужно обязательно добиться полного отстранения госслужащего от своих обязанностей перед организацией кредитного характера. То же самое касается организаций, которые сами несут имущественные обязанности перед госслужащим.

Приступим к рассмотрению еще одного гипотетического примера.

Сын мирового судьи В. был привлечен к ответственности об уплате алиментов сыну от первого брака, при этом судебный процесс должен был происходить в мировом судебном участке, где работает В. В этом случае он обратился с письменным уведомлением на имя своего начальства о сложившейся ситуации и был временно отстранен от любых обязанностей, связанных с данным судебным разбирательством. Такая схема действий является единственно правильной и исключает любые предвзятые решения по данному делу.

Конфликт интересов может возникнуть и в случаях, касающихся судебных разбирательств

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Меры по предотвращению

Государственный служащий должен самостоятельно принимать меры, которые позволят не допустить возникновения ситуации.

Он несет ответственность за возможность появления прямой и косвенной связи, в результате которой возможно получение денег, ценностей, имущества. Алгоритм предотвращения по законодательству выглядит так:

  • служащий пишет заявление на имя начальника, в котором излагает факты,
  • предотвращение возникающего противостояния.

Предотвращение возникающего противостояния.

Начальник государственного или муниципального служащего обязан выполнить определенные меры:

  • отвести от выполнения обязанностей на время,
  • полностью отстранить от работы,
  • перевести на другую должность.

Мера урегулирования решается в индивидуальном порядке.

На конфликт интересов влияет в первую очередь то, что именно человек может получить в результате. Особо остро проблема стоит в рядах чиновников. Кроме финансовой выгоды, они могут получить выгоды иного характера, например, “пристроить” своего родственника, передать отчужденное имущество во владение другу. Если речь идет о государственных служащих, то тут есть законодательные акты, регулирующие эти вопросы.

Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?

О том, может ли заказчик отказать участнику в допуске к участию в аукционе, если первая часть заявки подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию, узнайте из «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Это касается электронных способов определения поставщика.

Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.

По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме ().

Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе ( и , ). 

Общий порядок разрешения

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Пример самостоятельного разрешения проблемы: должностное лицо владеет ценными бумагами, которые принадлежат корпорации, управляемой госорганом. Служащий сообщает об этом работодателю, при этом самостоятельно проводит действия по продаже бумаг. Здесь даже не потребовалось отстранение лица от должности.

Сфера образования

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты – мне, а я – тебе».

Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.

В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:

  • услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
  • школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
  • оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.

При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.

Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.

Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

  1. материальная
  2. нематериальная

Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.

Важно знать: На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей)

Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

  1. обнародование данных в средствах массовой информации;
  2. в сети интернет;
  3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов

При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.

Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования. Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи (, ).

Между тем, повторно рассматривать заявки участников закупки в случае обнаружения в отношении одного из них конфликта интересов нет необходимости. Более того, подобные действия комиссии по осуществлению закупок будут противоречить законодательству о контрактной системе. При этом суды исходят из того, что после составления протокола рассмотрения заявок заказчики уже не вправе ни заменить «скомпрометированного» члена комиссии, ни признать заявку участника закупки несоответствующей установленным документацией о закупке требованиям. Единственным правильным решением заказчика в такой ситуации будет отстранение участника от участия в определении поставщика (, , , ).  

Признаки и виды

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

На заметку: в случае причинения ущерба структурам или фирмам, находящимися на федеральном или региональном балансе, в отношении виновных лиц применяются законы РФ.


Структура конфликта интересов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector