Что такое гиперопека: 7 главных признаков гиперопеки

Особенности проявления

Чрезмерная забота и контроль за ребенком могут проявляться по-разному. В психологии гиперопеку по особенностям проявления разделяют на две противоположные группы: потворство и доминирование.

Потворствующая гиперопека

Родители делают ребенка кумиром семьи, стараются удовлетворить все его капризы, потребности и желания. Принято спасать его от любых возможных бед, решать даже незначительные проблемы, в том числе и делать за ребенка любой выбор.

Такая гиперопека в семейном воспитании приводит к формированию завышенной самооценки, самолюбию, потребности привлекать все внимание на себя и другим истероидным чертам характера. В более взрослом возрасте ребенок настолько зависит от внимания окружающих, что готов даже совершить попытку суицида, чтобы добиться своего

Доминирующая гиперопека

В семье придерживаются авторитарного стиля воспитания. Ребенок должен соблюдать много установленных правил поведения и запретов. Он не должен ставить слова родителя под сомнение и сопротивляться выполнению приказов. За любую оплошность ребенка наказывают. Родители не рассматривают его как личность: не признают его способности, занижают их, не хвалят за успехи, зато критикуют за каждую мелочь и высказывают свое недовольство. Такой тотальный контроль родители держат, объясняя его: «Безопасность ребенка ценнее всего».

Что дальше?

Иногда после разговора с родителями они всё равно продолжают делать то, что вас злит. Вроде вы уже прямо сказали, что вас бесит, а они продолжают заходить в комнату без стука, названивать и давать советы, как построить личную жизнь. Наберитесь терпения и продолжите настаивать на своём. 

Используйте технику «заезженной пластинки»

Проявите настойчивость: повторяйте раз за разом своё чётко сформулированное требование и не вступайте в дискуссию с родителями. Говорите спокойным и твёрдым голосом, без раздражения и язвительности.

Вовина мама даже после просьбы сына не перестала заходить в комнату без стука. Вслед за джинсами последовала любимая толстовка. Он повторяет маме, что ему не нравится. Мама начинает дискутировать: 

– Ты там что-то скрываешь? 

– Мам, я понимаю, что ты хочешь помочь. Но моя комната — это моё личное пространство. Я тебя люблю, но, пожалуйста, стучись.

– Вообще-то это квартира принадлежит мне и твоему отцу.

– Я это понимаю. Я благодарен, что вы смогли выделить для меня отдельную комнату, это большая забота. Но, пожалуйста, стучись, когда заходишь ко мне.

– Это я в своём собственном доме должна стучаться?

– Мне будет комфортно, если ты будешь заходить в мою комнату со стуком.

У мамы с Вовой всё продвигается медленно: она всё ещё прибирается в его комнате без ведома сына и упрекает Вову за то, что не может быть хозяйкой в своём доме. Зато мама теперь стучит, прежде чем зайти, и больше не выкидывает вещи.

Олег тоже поговорил с родителями, и они стали реже предлагать поменять работу. Но не перестали делать это полностью. У Олега очень тревожные родители, и их тревога его бесит. Он хочет их успокоить, но не понимает, как это сделать. У Олега копится раздражение, в последнее время он срывается на маму и папу из-за любой мелочи. Его стали злить не только разговоры о карьере: теперь он грубит, если мама поправляет воротник у рубашки, а папа советует купить такую же дрель, как у него. 

Олег понимает, что глобально в отношениях с мамой и папой у него всё хорошо: просто сейчас он обозначает свои границы, поэтому стало тяжелее общаться. Олег пошёл к психологу: хочет поговорить со специалистом о том, что его беспокоит. Он любит родителей и надеется, что с помощью терапии сможет разобраться в своих чувствах и больше не будет срываться на маму и папу.

Благодарим психолога и гештальт-терапевта Белову Елену за профессиональные рекомендации, которые описаны в этой статье.

Осознание

В небольшом южном городке стоит теплый летний вечер. Я бегу. Вокруг – несколько уютных скамеек в прохладной тени зеленой листвы. Рядом – мой знакомый, с которым мне нужно обсудить дела. Но я бегу. С вытянутыми вперед руками, округлившимися глазами и представлением о страшных картинах падения с высоты я мчусь навстречу дочери, которая всего лишь забралась на самую обычную горку. Я кричу: — Не упади!

И только тогда замечаю недоуменные взгляды дедушек, играющих в нарды неподалеку. В такие моменты и происходит осознание того, что в родительстве ты делаешь что-то не так. Все вдруг складывается в единый пазл: выполнение любых просьб дочери, еще до того, как она захочет что-то попросить, ограждение от любых вызовов, решений, выбора, рисков и опасностей. Так, в один из летних вечеров я понял, что моя главная проблема в отцовстве – гиперопека.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(0)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(0)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(0)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(0)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(0)
  • Кожные болезни(0)
  • Косметология(0)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(0)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(3)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

Как избавиться: советы психологов

Коррекция гиперпротекции должна начинаться с родителей.

Для этого применяют несколько действенных методов:

Консультация психолога (родителям рассказывают о типах воспитания и о том, как каждый из этих типов отражается на ребенке и его развитии).
Когнитивно-поведенческая терапия (специалист работает с родителями, устраняя неуверенность, тревожность, негативные установки и прочие состояния, провоцирующие повышенное внимание и заботу в адрес ребенка).

Семейная терапия (специалист «,выводит», ребенка и родителей за рамки привычной модели взаимодействия с помощью различных тренингов, упражнений и техник, чтобы выработать новую стратегию отношений).

Очень важно чтобы родитель осознал проблему и был готов работать с ней. В противном случае коррекция гиперопеки будет неэффективна и единственным действенным методом борьбы с навязчивой заботой станет создание барьера между ребенком и мамой/папой

А это возможно только в том случае, если дети уже выросли и имеют возможность оградиться от постоянного внимания родственников.

Гиперопека , это всегда болезненная форма любви. Даже если она прикрыта благими намерениями, действие ее несет разрушительные последствия

Поэтому важно дать ребенку возможность получить необходимый жизненный опыт, совершать ошибки и принимать сложные решения

Последствия гиперопеки в детстве:

Тревожная любовь

Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.

Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.

Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.

В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.

На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.

Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».

Контейнер для родителей

— Алёна, есть такое понятие, как парентификация: когда ребёнок берет на себя ответственность за родителей, за то, чтобы их настроение было в норме, решает проблемы родительские, которые они могут вполне решить сами. Почему это происходит?

— Зачастую, к сожалению, родителями становятся люди незрелые: неважно, сколько им лет, но эмоционально они могут быть незрелы и не готовы к родительству. Ведь родительство — это прежде всего ответственность, воспитание маленького человека

Считается, что раз меня воспитали, то я могу тоже кого-то воспитать.

Допустим, ребёнок вырос в семье, где не обращали на него внимания, и он своих детей преувеличенно начинает опекать, и возникает гиперопека.

— Когда ребёнок становится отцом или матерью своих родителей, что он делает?

— Он отслеживает их настроение, старается подстраиваться — это неправильно, ребёнок не может нести груз ответственности за эмоциональное состояние родителей. Это как раз рождается родителями. Такое бывает у людей эмоционально нестабильных, если родители, например, с зависимостями.

Не родитель является ведущим человеком в этой системе, а ребёнок, который внимательно следит, какова обстановка.

— Бывает, ребёнок становится контейнером для родителей. Если мама расстроена, ребёнок утешает. Нельзя у ребёнка спрашивать совета, потому что его опыт несоизмеримо меньше, чем родительский. Нельзя опираться на ребёнка в своих эмоциональных переживаниях. Какое будущее может ждать такого ребёнка?

— Контейнером для эмоций должен быть родитель, а не ребёнок. Это непосильный груз для маленького человека.

Такие люди часто бывают трудоголиками, могут до изнеможения:

  • работать,
  • обслуживать потребности других.

Такие люди часто запускают здоровье, потому что не обращают на себя внимание, как на них никто не обращал внимание всё их детство. Когда мы маленькие дети, забота о нас лежит на родителях

Когда человек вырастает, забота о себе должна перейти в его руки. Когда вырастает ребёнок, о котором никто не заботился, он не берёт на себя ответственность заботы о себе, он её пытается отдать кому-то. То есть ищет себе папу или маму в лице мужа или жены

Когда мы маленькие дети, забота о нас лежит на родителях. Когда человек вырастает, забота о себе должна перейти в его руки. Когда вырастает ребёнок, о котором никто не заботился, он не берёт на себя ответственность заботы о себе, он её пытается отдать кому-то. То есть ищет себе папу или маму в лице мужа или жены.

Причины гиперопеки

В большинстве случаев сами родители не осознают, что проявляют гиперопеку по отношению к своему ребенку, которому может быть всего несколько лет или несколько десятилетий от роду. 

Среди факторов, вследствие которых формируется чрезмерная опека, стремление к гиперпротекции, такие:

повышенная тревожность, мнительность — мать или отец постоянно испытывает предчувствие беды, надвигающейся опасности, обладает богатым воображением, представляет сцены болезней, падений, аварий;

перфекционизм — желание выглядеть идеальной матерью или отцом, воспитать ребенка самым умным, красивым, здоровым реализуется через жесткий контроль его поведения, ограничение самостоятельности;

стремление к самореализации — сильные положительные черты родителя, у которого нет возможности проявить себя в карьере, в личной жизни реализуются через повышенное внимание и контроль по отношению к ребенку;

чувство вины — по каким-либо причинам родитель ощущает враждебность по отношению к ребенку, испытывает неудовлетворенность, разочарование. Такие неприемлемые Фчувства создают почву для чувства вины и негативных переживаний, интенсивность котлорых снижается при гиперопекающем поведении;

неспособность к адаптации — взросление ребенка может сопровождаться бессознательным желанием со стороны родителей не замечать этого процесса

Они проявляют такую же заботу о сыне или дочери, как о маленьком.

Еще одной причиной формирования гиперопекающего проведения со стороны родителей может стать нехватка любви в детстве. Проявляя чрезмерную заботу о своих детях, недолюбленные родители компенсируют свой дефицит. У них формируется обостренная зависимость, привязанность и любовь к своему малышу.

«Против всех»

Но есть и такое явление, как дети-бунтари. Антагонизм гиперопеке выливается во всякие подростковые группы типа «Сбежать из дома» и прочие равновеликие явления. «Такие подростки не приходят ночевать, убегают, начинают себя вести делинквентно – попадают в ментовку, начинают пить, употреблять вещества, лезут в разные группировки. Для них – при антагонизме по отношению к родителям – также характерна реакция могучего социосопротивления, борьба с социумом», – поясняет психотерапевт.

Проще говоря, у этой категории граждан закрепляется поведенческая модель сопротивления всем без разбора, потому что все пытаются их подавлять, говорит Александр Федорович.

При этом необходимо различать гиперопеку и доминацию. В гиперопеке превалирует слияние, безусловная любовь (о чем пишет в первой главе «Искусства любви» Эрих Фромм), а в доминировании – власть и требование выполнения нормативов.

«Доминирование проявляется так: «я – главный, что я сказал, то все и делают, вне зависимости от того, кто что думает», «а теперь все быстро сели, быстро начали жрать, и на счет три вышли». Это сильно другой процесс. Доминирование – это упоение абсолютной властью и требование абсолютного подчинения. Гиперопекающие матери – другое. Доминирующими они были бы в случае, если бы командовали сыну: «быстро зашел, сел и слушаешь доктора, понял? А не то я тебе сейчас мозги вышибу». Вот это – доминирование. А гиперопека – «не промочил ли ты ноги, не забыл ли одеть шапку и не обидел ли тебя вон тот мальчик», – подытожил эксперт.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Другие новости раздела

24 сентября 2021, 11:59     
 85

«Крутой спич»
Тренер по публичным выступлениям расскажет, как упражнять память и мозг перед выступлениями.

24 сентября 2021, 11:27     
 272

В Улан-Удэ более тысячи детей получили путевки в детсады
Как узнать, получил ли ребенок направление – далее.

24 сентября 2021, 10:58     
 579

Мокрый снег и усиление ветра: В выходные Бурятию накроет непогода
В столице впервые этой осенью прогнозируют минусовые температуры.

Смотреть еще

Актуально

22 сентября, 18:00     

 4 891

Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)

21 сентября, 15:34     

 8 295

Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова

21 сентября, 15:28     

 1 978

В Бурятии вновь заработают детские развлекательные зоны

21 сентября, 14:51     

 4 744

В Улан-Удэ температура воздуха побила 90-летний рекорд

Свежие новости

24 сентября, 12:09      89
В Улан-Удэ пострадал очередной фонарный столб
В результате ДТП повалили опору фонаря.

24 сентября, 11:59      85
«Крутой спич»
Тренер по публичным выступлениям расскажет, как упражнять память и мозг перед выступлениями.

24 сентября, 11:27      273
В Улан-Удэ более тысячи детей получили путевки в детсады
Как узнать, получил ли ребенок направление – далее.

24 сентября, 11:16      223
Борица из Бурятии примет участие на чемпионате мира
Турнир пройдет с 1 по 10 октября в Норвегии.

24 сентября, 10:32      431
Психолог рассказал, что делать, если ребенок потерял интерес к жизни
И как распознать суицидальные наклонности.

24 сентября, 10:07      580
В Бурятии за сутки выявили 93 заразившихся коронавирусом
Скончались два пациента.

24 сентября, 09:44      478
Житель Бурятии дважды обчистил приятеля, приютившего его в своем доме
Инцидент произошел в Тарбагатайском районе.

24 сентября, 09:42      166
«Этот день»
Какие интересные исторические события произошли 24 сентября?

24 сентября, 09:30      687
Улан-удэнка отсудила у фирмы более 200 тысяч за некачественный ремонт
Работа горе-мастеров оставляла желать лучшего.

24 сентября, 09:15      1 583
В Бурятии девушка вонзила нож в голову отчима
Семейная ссора обернулась поножовщиной в Кижингинском районе.

24 сентября, 06:00      480
В Бурятии немного потеплеет
По республике местами пройдут дожди.

23 сентября, 21:40      539
В Улан-Удэ подростки попробовали свои силы в Школе выживания
Как справились с трудностями «ацтеки», «инки» и «ирокезы» — далее.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.

Стили семейного воспитания — книги 1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2.Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 3.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с. 4.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 20075.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Садистичное Супер-Эго

Тревожная мать предпочитает все запрещать своему ребенку, чтобы его поведение не вызывало у нее тревоги. Психоаналитик Рене Шпиц считает, что запретительные жесты очень рано понимаются ребенком, и связывает это с эффектом Зейгарник.

 – советский психолог, открывшая феномен, который заключается в том, что незавершенное действие фиксируется в памяти. Если, например, дать детям выполнять задания, а потом прервать их деятельность – то запомнится именно то задание, которое не было закончено. Такая связана со стрессом – в памяти фиксируются, прежде всего, именно негативные переживания. Это бессознательная стратегия выживания. С этим связано известное высказывание, что надо завершать гештальт.

Мать для ребенка является объектом любви и привязанности (либидинальным объектом, как говорят в психоанализе). Ее поведение очень значимо для ребенка, он со всем, что она делает. Когда мать запрещает что-то ребенку, ребенок фрустрируется – испытывает сильное эмоциональное переживание, связанное с запретом удовлетворения желания, к которому он стремился. На фоне сильных эмоциональных переживаний происходит запечатление в памяти, которое и называется эффектом Зейгарник. Как выразился психоаналитик Гарри Салливан, запрещающие жесты и интонации матери отшелушиваются, инкорпорируются (поглощаются), и становятся частью мировоззрения ребенка, формируя раннее жесткое , которое в психоанализе еще называют садистичным Супер-Эго. Теперь ребенок боится что-либо сделать, уже не потому, что это запрещает мать, а потому что этот запрет существует в нем самом.

Тревожная мать, по сути, становится тираном. Запреты матери формируют внутренние запреты у ребенка, порождая тревогу и тормозя развитие. Малыш становится послушным – а, по сути, трусливым. Один мой пациент очень четко выразил формулу последствия такого отношения тревожной матери к ребенку: «Она боялась, как бы чего не вышло – вот ничего из меня и не вышло».

Формирование фобий

Даже если не происходит прямого запугивания, мать сама всего боится: гуляя по двору с малышом, если мимо проходит крупная собака или проезжает автомобиль, она прячет за собой ребенка, показывая ему этим, как опасен этот мир. Это усиливает базальную тревогу ребенка, и он уже сам формирует все новые и новые страхи перед реальными или даже фантазийными объектами. Такой процесс бессознательного преобразования диффузной тревоги в конкретные страхи (фобии) имеет определенный смысл – от конкретных боязней можно попытаться защититься избеганием объектов, вызывающих страх, стараться быть бдительным и предосторожным, а от внутренней тревоги защититься нельзя. Тревога страшнее страха, потому что за ней стоит страшная неизвестность. Формирование фобий таким образом дает первичную выгоду от невроза – избавление от изматывающей тревоги, когда можно перевести дух в обстановке, которая кажется безопасной – таким убежищем обычно бывает .

Жить такому ребенку становится все страшнее и страшнее. Малыш продолжает интровертироваться, превращаясь в пугливую улитку. Запуганный ребенок становится все более послушным – то есть более апатичным и депрессивным.

Стили воспитания: гиперопека как потворство или доминирование

Гиперопека над ребенком — это не просто каприз или прихоть родителя. Это психологическое проявление, при котором желательно обратиться за помощью к специалисту. Прежде всего потому, что сами родители вряд ли считают особенности своей заботы о ребенке чем-то «неправильным».

С точки зрения психологии, для проявлений гиперопеки характерны две крайности. Первая — вседозволенность, которую специалисты назвали потворствующей гиперопекой в семье. Потворствующие родители разрешают ребенку практически все. Но при этом взрослые не только всегда готовы оправдывать действия ребенка, но также отказываются от собственных потребностей в угоду малышу. Здесь происходит психологическая подмена понятий, когда под лозунгом «Все лучшее — для ребенка!» подразумевается не готовность родителя прийти на помощь, а исполнение всех приказов маленького «царя». В потворствующей семье не прививают эмпатию и сопереживание другим людям. И, разумеется, здесь даже мысли не допускают о наказания за «шалости». «Падишах» растет в атмосфере бурных аплодисментов и восхищения его «талантами, красотой и умом». Исключительность «объекта» подчеркивается буквально на каждом шагу, а о жизненных неурядицах он даже не подозревает, ведь родители делают все, чтобы «защитить любимого». Неудивительно, что ребенок становится зависим от подобного «наркотика» и со временем у него растет желание получать больше и больше. Кроме того, периодические «вылазки» «доморощенного царя» в реальную жизнь доставляют родителям массу неприятностей, а самому «монарху» — нервные потрясения и истерики. Привыкнув постоянно находиться в центре внимания и восхищения, подросший ребенок стремится поддержать это состояние в любом месте и любым способом — вплоть до попыток суицида, если ему в чем-то отказывают.

Другую крайность проявления гиперопеки специалисты именуют доминирующей. Здесь
родители с рождения приучают малыша «не делать»: «Не трогай», «Не стой», «Не ходи» и т. д. Параллельно с запретами работает неусыпный контроль за каждым движением чада, переходящий в тотальную слежку. Ребенка обязуют отчитываться за каждый «вздох», а уж за поручения, данные родителями — особенно. Любые проявления самостоятельности пресекаются на корню: «Даже не пытайся, пока не вырос», «Все равно у тебя ничего не выйдет», «Не сможешь ты так сделать». Если ребенок все же «посмел» совершить попытку и ошибся, его наказывают: «Ведь тебя предупреждали, чтобы ты этого не делал. Не послушался — значит, опять без игр останешься». Здесь происходит та же подмена понятий, только под иным лозунгом: «Безопасность ребенка — превыше всего». Стоит ли удивляться тому, что подобный «контроль за безопасностью» превращает маленького человека в «запуганное животное», которое страдает от зависимостей и необъяснимых страхов.

Что такое гиперопека

Проявление повышенного родительского внимания, попытки защитить ребенка от опасности, которой в реальности даже не существует, называют гиперопекой. Этот термин скрывает за собой и другие проявления:

  • желание все время удерживать чадо в поле зрения, возле себя;
  • стремление привязать ребенка к своему настроению, эмоциям;
  • научение действовать определенным образом, который родители считают самым безопасным.

Ребенка избавляют от необходимости самостоятельно решать возникающие проблемы. 

Ему предлагают либо готовые решения, либо все трудности “разруливаются” без его участия. В результате у человека нет необходимости не только необходимости справляться со сложными жизненными ситуациями, но и отсутствует умение трезво оценивать их. 

Гиперопека родителей лишает ребенка способности мобилизовать энергию для решения проблем. Он ожидает помощи со стороны (в первую очередь, от родителей). Постепенно развивается выученная беспомощность — видение любой сложной ситуации, как неразрешимой.

Знание о том, что такое гиперопека, а также понимание проблем, которые она порождает, дает возможность родителям осознать свои неправильные действия. Но справиться с причинами, вызвавшими стремление чрезмерно опекать чадо, без помощи специалиста может быть непросто.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector