Гештальтпсихология

Как формируется гештальт?

Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

Влияние гештальт-терапии на мой профессиональный стиль

Гештальт-подход научил меня, что у человека существуют явные и скрытые потребности, то есть доступные и недоступные осознаванию. Некоторые из этих потребностей более или менее универсальны, например, потребность в любви и принятии («Я тебя замечаю», «Мне нравишься ты, и то, что ты делаешь»).

Потребности могут не признаваться самим человеком («Любовь нужна кому угодно, только не мне!»), если они им принимаются и одобряются, тогда он ищет способы их удовлетворения («Как и от кого я смогу получить любовь?). Большое количество неосознаваемых потребностей, которые имеют большое значение для «психологического гомеостаза» организма, заставляют человека чувствовать себя плохо — он может стать раздражительным, агрессивным по отношению к окружающим или, наоборот, самодеструктивным, апатичным. Каждая потребность в реальной жизни может быть удовлетворена разными способами, даже если человеку кажется, что он хочет что-то очень конкретное. То есть объекты и условия, пригодные для удовлетворения потребностей, взаимозаменяемы.

Потребности психологические и физиологические доставляют человеку большое количество хлопот. Потому что их можно удовлетворить только за счет ресурсов среды. Отсюда второе ключевое понятие гештальт-терапии — контакт. Из-за существования потребностей, человек вынужден постоянно поддерживать активный контакт с внешней средой. Среда воспринимается при этом либо как «питающая», либо как фрустрирующая. Кроме того, человек непрерывно контактирует не только со средой, но и самим собой. Например, у него есть «внутренние голоса», «субличности», которые могут вступать в споры друг с другом, по-разному реагировать на происходящие события («Как я хочу это попробовать!», «Мир опасен, неужели ты не понимаешь, что ничего у тебя не выйдет!»)

Практические следствия, приемы работы психолога

Роль психолога — помочь человеку выстраивать более продуктивный контакт с внешней средой, другими людьми и самим собой, через осознавание существующих прерываний контакта. Осознавая свои прерывания, человек в будущем сможет намеренно корректировать свое поведение или попробовать другие формы поведения, которые могут оказаться более эффективными.

описано несколько — конфлюенция, проекция, интроекция, ретрофлексия и дефлексия. Я уже о них писала на сайте в статье о работе с эмоциями в гештальт-терапии.

Также психолог помогает исследовать внутренние психические содержания через экстериоризацию внутреннего диалога — техника пустого стула и приемы монодраммы. Одного из распространенных и злободневных персонажей внутреннего мира можно назвать внутренний критик. История его формирования — усвоенные дестабилизирующие послания родителей и других людей, в первую очередь, выше стоящих

Эти послания сообщают, что человек недостаточно хорош (умен, красив, талантлив…), усилия, им прикладываемые, по каким-либо причинам бессмысленны, а то, что уже получилось недостаточно существенно для того, чтобы на это вообще обращать внимание. Жесткий внутренний критик способствует тому, что человек становится менее инициативным и не делает то, что в будущем, после совершения множества маленьких по отдельности бессмысленных шагов, могло бы привести к желаемому результату, воплощению сокровенных мечт

Психолог старается придумать эксперименты, которые бы заставили человека прямо в кабинете во время консультации столкнуться с условиями, похожими на те, в которых он испытывает затруднения. С этой перспективы, чем меньше человек говорит о своих проблемах, и чем больше переживает в реальном опыте, тем лучше.

Читать продолжение статьи: Влияние психоанализа на мой профессиональный стиль

Следующая статья Подробнее о методе, который я использую на своих консультациях: анализПредыдущая статья Объявление: теперь я веду прием на метро Рижская

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена»

, суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер —

известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление»

, в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития»

, посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издаеткнигу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность . Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие .

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия

Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым. М

Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Что такое гештальт

Термин «гештальт» содержит в себе германские истоки происхождения (gestalt) и переводится как «форма, образ, фигура». Однако данная трактовка никоим образом не передает полностью всего смысла данного слова, а предоставляет лишь долю его значения.

Так как данный термин помимо перевода выше может иметь и другое значение, например, такое, как структура, персонаж и даже личность.

Возникновение данной фразы (этимология) отсылает нас к следующему глаголу «stellen» — устанавливать, ставить, демонстрировать. Оказывается «гештальт» не такое уж и простое слово, имеющее сложный и неоднозначный перевод.

Однако, следует отметить, что в немецком языке слова довольно емкие и выбрать их эквивалент достаточно трудно (здесь можно напомнить о тех сложностях, которые возникли при переводе работ З. Фрейда: соответствие британского Ego, немецкому «Ich»), именно по этой причине при переводе немецких текстов зачастую возникают проблемы.

Понятия и принципы гештальтпсихологии

Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.

Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность . При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.

Базис гештальтпсихологии:

  1. Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
  2. Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
  3. Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
  4. Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.

Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:

  • Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
  • Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.

Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.

Название закона

Описание

Пример

1. Замыкание

Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы.

Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки)

2. Транспозиция (трансдукция, перенос)

Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии.

3. Прегнантность (хорошая конфигурация)

Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма.

Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой.

4. Фигура и фон

Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона.

«Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот.

5. Константность

Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда.

Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой.

6. Близость

Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом.

Первая часть рисунка воспринимается как три столбика.

7. Схожесть

Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме.

В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами.

8. Непрерывность

Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную.

Разрозненные точки кажутся гладкими линиями.

Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.

Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом

Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Основные положения

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

Целое невероятнее частей

Перед вами картинка. Если у вас нет неврологических нарушений или неполадок с экраном, то вы видите велосипед. Именно велосипед как цельный объект, а не отдельные его части. Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта.

В начале XX века группа экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер и Курт Коффка — изучала особенности человеческого восприятия. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир. Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология.

«Gestalt» дословно переводится с немецкого как «форма» или «фигура». По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков. Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей. Не просто больше, а качественно другое.

Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном. Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур.

Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии

В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство.

Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства.

«Фигура и фон» — не единственный принцип человеческого восприятия, который описали гештальтпсихологи.

Принципы гештальта

  • Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе.
  • Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу.
  • Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму
  • Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ.

Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне

Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце

Гештальт-психология и дизайн

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведёт своё начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи-феномена», в результате которого он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:

  • при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
  • при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
  • при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.
Иллюстрация фи-феномена: цветные круги появляются на 10, 80 и 200 мс | wikimedia.org

Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света. Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.

Своё наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 год.

Макс Вертгеймер – известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880–1943) родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году учёную степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт-на-Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся учёных того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью-Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путём с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886–1941). Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году получил докторскую степень. В 1910 году плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвящённую формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединённых Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 1927 году Коффка получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года). В 1933 году Коффка издаёт книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал её автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей выявили следующее: у ребёнка, как оказалось, на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector