Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

На какие типы мужчины делят женщин

Неожиданно попалось в руки исследование, в котором принимали участие девушки и мужчины. Им было предложено выбрать женщин для женитьбы по внешней одежде. Один вариант, где женщины были одеты в короткие юбки, с ярким макияжем, очень сексапильные. Второй вариант, где женщины были в длинных юбках, со спокойным макияжем, скромного вида.

Мужчины для жизни в семье выбрали практически все второй вариант. И их девушки с типом одежды первого типа были удивлены тем, что сами они собирались за этих парней замуж, а они не выбрали их. Получается, что мужчины просто не планировали связывать с ними свою судьбу.

Почему выбирают целомудренных и скромных?

Считается, что целомудрие – это сохранение чистоты и девственности. А на самом деле это более широкое понятие. Под целомудрием женщины понимается чистота помыслов, самоконтроль, особенно в сексуальном плане, скромность, верность себе и своему мужчине, высокая нравственность.

И само слово «целомудрие» состоит из двух слов – это «целое» и «мудрость», такой стержень как тело и дух, слитые воедино.

Просмотр литературы сексуального направления и видео часто сбивает девушек с истинного пути, даже если у них не было близкой связи с мужчинами. Помыслы-то всегда влияют на поведение.

Миланский епископ Амвросий Медиоланский в 4 веке разделял целомудрие жены, монашки, девушки и вдовы, они отличаются друг от друга разными обетами и правилами.

Женщины всегда, а особенно целомудренные женщины стремятся гармонизировать пространство

От нее исходит такая сила, энергия, что мужчины невольно обращают на это внимание

Вспомните мужские компании. И если там есть женщины, то и мужчины ведут себя соответствующим образом: либо используют ненормативную лексику, либо, наоборот, ведут себя достойно и с уважением. И это все зависит от того, какая женщина в компании. При целомудренной женщине вряд ли даже какой-то мужчина «выругается», или поведет себя как-то неприлично.

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде.

Святитель Игнатий Брянчанинов так объясняет понятие целомудрия:

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу. Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение.

ислам

Исламское отношение к безбрачию было сложным, Мухаммад осуждал его, однако некоторые суфийские ордена его принимают. Ислам не поощряет безбрачие; скорее, он осуждает добрачный секс и внебрачный секс . Фактически, согласно исламу, брак позволяет человеку достичь высшей формы праведности в рамках этой священной духовной связи, и как таковой его следует искать и желать. Это не согласуется с концепцией, согласно которой брак действует как форма отвлечения внимания при достижении близости к Богу. В Коране (57:27) говорится: «Но монашество, которое они изобрели для себя, Мы не предписывали им, а только для того, чтобы этим угодить Богу, но они не соблюдали его должным образом».

Безбрачие является особенностью некоторых суфиев.

В суфизме святые женщины практиковали целомудрие. Безбрачие обсуждалось вместе с ролью женщин в суфизме в средние века.

Безбрачие, бедность, медитация и мистицизм в аскетическом контексте наряду с поклонением, сосредоточенным вокруг гробниц святых, пропагандировались суфийским орденом Кадири среди мусульман хуэй в Китае. В Китае, в отличие от других мусульманских сект, лидеры (шейхи) суфийского ордена Кадирийа хранят целомудрие. В отличие от других суфийских орденов в Китае, руководство внутри ордена не является наследственным положением, скорее, один из учеников соблюдающего целомудрие Шейха избирается Шейхом в качестве его преемника. 92-летний шейх Ян Шицзюнь, соблюдающий целибат, был лидером ордена Кадирия в Китае с 1998 года.

Безбрачие исповедуют суфийские дервиши Хайдарии .

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

О целомудрии

Блуд и духовная жизнь

Блуд – это не просто телесный грех, он наносит непоправимый вред душе человека. Подчинение блудной страсти неизбежно приводит  его к духовному блуду, к отчуждению от Бога, к распущенности. Блудная страсть развращает человека, искажает образ мыслей. Такой человек априори не может стать сильной личностью с внутренним стержнем. По причине того, что не может или не хочет бороться со страстями, приобретая житейскую мудрость.

Распущенность не сочетается с целостностью, с верой в Бога, с любовью. Восприятия мира у человека осуществляется через призму страстей. Противоположный пол воспринимается как предмет утех. Понятие о любви заменяется страстью. Любовь не воспринимается как служение. Сердце теряет способность к чистым чувствам, к состраданию, к милосердию, огрубевает. Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне, которая наглядно раскрывает суть греха. Человек вредит своему телу, душе, отдаляясь от Бога, от истинной любви. Но в тоже время эта притча о покаянии. У человека, осознавшего всю тяжесть блуда и его разрушительных последствий, есть два пути:

– путь спасения: покаяться и как блудный сын вернуться к Небесному Отцу;

– путь к смерти: продолжать потакать греху, себе и своим страстям.

Термин «целомудрие»

Это понятие подразумевает в первую очередь нравственную чистоту. Наши современницы редко задумываются о своем образе жизни. Девушки, начиная с самого раннего возраста, хотят стать взрослее и для этой цели не брезгуют никакими способами. Встречи со взрослыми мужчинами, распитие алкогольных напитков, курение, желание обладать самыми современными гаджетами и страсть к путешествиям — можно ли девушку с такими жизненными ценностями назвать целомудренной?

Современное общество до такой степени раскрепостилось и утратило рамки нравственности и морали, что термин «целомудрие» стал носить несколько юмористический, развязный оттенок. Никто не задумывается о его истинном значении. Многие люди подменяют понятие, считая термин «целомудрие» синонимом слова «девственность». Якобы, целомудренная девушка обязательно должна быть девственной. На самом деле это миф.

индуизм

Садху по Гаты на Ганге, Варанаси, 2008

В индуизме безбрачие обычно ассоциируется с садху («святыми людьми»), аскетами, которые уходят из общества и отказываются от всех мирских связей. Безбрачие, называемое в ведических писаниях брахмачарьей , является четвертой из ям, и буквально переведенное слово означает «посвященный Божественности Жизни». Это слово часто используется в йогической практике для обозначения безбрачия или отрицания удовольствия, но это лишь малая часть того, что представляет собой брахмачарья . Цель практики брахмачарьи — удерживать человека в сосредоточении на цели жизни, на том, что вселяет чувство покоя и удовлетворенности. Он также используется для развития оккультных сил и многих сверхъестественных умений, называемых сиддхи .

Что такое целомудрие

Один немецкий врач периода второй мировой войны, осматривающий пригоняемых в Германию незамужних советских девушек, обнаружил, что 97% из них оказались девственницами. Озадаченный доктор обратился с письмом к Гитлеру, в котором призывал немедленно прекратить вести боевые действия против Советского Союза. Свои заключения он основывал на том, что воевать с народом, у которого такая высочайшая нравственность подобно самоубийству. Это был очень неглупый немец, и если бы он был услышан, возможно, исход войны не имел бы столь ужасных последствий.

Происхождение слова

Если рассматривать этимологию слова «целомудрие», то оно имеет значение «невинность». По всей видимости эта форма была образована в старославянском языке как калька с греческого sōphrosynē — «благоразумие». В церковно- и старославянском пишется как: цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων.

В узком понимании слово «целомудрие» означает умение держать под контролем свои сексуальные желания и связанные с ними неблаговидные поступки. В более широком смысле — это нравственная строгость и чистота, моральная добродетель, которая проявляется не только в отношении к противоположному полу, но и в манере общения, взглядах, одежде. Это своеобразная противоположность праздности, где неуемная разгульность приводит к необузданной сексуальной невоздержанности и развращенности.

Данное понятие определяет целостность личности, стремящейся к единству с Богом и соблюдающей внутренний закон, именуемый совестью и помещенный в сердце каждого человека. У того, кто прислушивается к совести, постепенно начинает открываться слышание голоса ее мудрости.

Значение понятия

Значение слова целомудрие в понятии большинства сводится к волевому обузданию низких страстей и вожделенных позывов во имя духовной чистоты и верности партнеру, системе духовных воззрений. На самом деле, смысл этого понятия гораздо шире. Это даже не шаблон добродетельного, ревностного религиозного поведения и не манера явления себя в обществе.

Данное понятие накладывает отпечаток на все сферы бытия того, кто желает следовать подобному образу жизни. Им пропитан каждый вдох человека. Каждая его мысль наполнена свежестью и ароматом чистоты, исходящими из глубины души, начинающей осознавать свою целостность. Когда эта «мудрость» пропитывает ум настолько, что он просветляется, обретает ясность и видит единственно правильный путь созидания через накопление добродетельной силы, данное понятие становится естественной, неотъемлемой частью жизни человека.

Целомудрие и девственность

Очень часто эти два понятия отождествляются, что является неправильным. Разница заключается в том, что девственность относится к физическому понятию, связанному с сохранением целостности гимена (плевы — складки слизистой оболочки, предохраняющей вход во влагалище) и с половым воздержанием юноши до вступления в супружеские отношения.

Целомудрие — понятие духовного плана, имеющее в своей основе чистоту мыслей, откуда исходит правильность поступков и гармоничность отношений, как межличностных, так и общественных. Она, в отличие от девственности, может иметь несколько форм проявления.

Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?

Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.

Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.

Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.

И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников — целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели — целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Это интересно: Что такое канон в православии и как его правильно читать: поясняем все нюансы

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

  • духовная и телесная чистота;
  • непорочность;
  • совокупность идеи и поступков, связанных словом «честь».

    Для христианина хранение целомудрия продиктовано любовью к свободе от всяческих греховных страстей

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Это интересно: Божественная литургия в церкви — рассмотрим обстоятельно

Целомудрие на Руси

Иначе обстояло дело у наших предков. Испокон веков главным качеством девушки и женщины на Руси было её целомудрие. Наши предки придавали огромное значение не столько внешней красоте девушки, сколько её скромности, внутренней чистоте, непорочности, трудолюбию — именно эти качества и красили будущую жену. Выбирая в жёны девушку, в первую очередь выбирали мать своих детей, ту, что будет хранить домашний очаг, ладовать пространство как материальное, так и духовное. Больше других почиталась Богородица, т. е. та, что родила Бога. И в каждой женщине видели её образ. Целомудрие выражалось не только в наличии девственности до свадьбы и верности мужу после, но и в поведении в целом. То есть поведение не должно вызывать в других дурных мыслей, особенно похотливых. Например, довольно серьёзно относились к внешнему виду женщины. Одеяние должно было быть закрытым, волосы под головным убором. Не дай бог женщине или девушке появиться на людях с распущенными волосами. Это было недопустимо. Отсюда и выражение «опростоволоситься». Жарникова С. в книге «Золотая нить» упоминала, что раньше считалось, что женщина, появившись публично с распущенными волосами, навлекает на свою семью порчу. Видимо, это связано с тем, что у других женщин она может вызвать зависть своей красотой и дурные мысли, а мужчин лишать покоя. Другими словами, нескромная девушка или женщина усиливает негативную концентрацию не только на себе, но и на своей семье.

Из фольклора и произведений классиков мы знаем, что «порченая» девка не могла выйти замуж и часто кончала жизнь самоубийством, предпочтя земной жизни в позоре и муках совести жизнь русалки. Согласно преданиям, русалки, коих целое множество, олицетворяют не упокоившиеся души девушек, покончивших собой, а главной причиной такой кончины была потерянная честь в неразделённой любви. Не редко это были девушки, которые в порыве страсти отдались до замужества жениху, не выполнившему обещание жениться.

Хочется подчеркнуть, что раньше жизнь девушки и жизнь женщины сильно отличалась: она меняла место жительства, у неё появлялись новые обязательства, она уже не могла ходить на вечёрки и гуляния. Но вот одеяние и одних и других всегда было закрытым, более того, многослойным. Например, зачастую нельзя было даже понять, беременна женщина или нет, настолько одежда скрывала тело.

Время шло, и традиция постепенно уходила. Нарастала разница в подходе к этому вопросу в городе и деревне. Городские персоны начинали позволять себе более откровенное поведение. Что накладывало свой отпечаток на институт семейных отношений. Все мы знаем историю смерти Александра Сергеевича Пушкина. Его жена позволила ему думать, что у неё роман с другим, и, защищая свою честь, Пушкин стрелялся; печальный исход нам всем известен. Так не стало не просто человека, но и великого русского поэта. В сохранившихся письмах Пушкина Гончаровой он не раз её просил вести себя как подобает жене, а не продолжать легкомысленную жизнь незамужней девицы.

И всё же целомудрие ещё до недавних пор оставалось характерной чертой русских женщин. В советском фильме 1975 года «Они сражались за Родину», действия которого показывают нам годы Великой отечественной войны, есть эпизод, где женщина в деревне даёт отпор одному из солдат, поясняя: «По-вашему, так выходит: если муж в армии, значит, жена — падлюка, да? Вот и пришлося кулаками доказывать, какие мы есть». Героиня Нонны Мордюковой здесь олицетворяет всех русских женщин того времени. Кроме того, многим известен факт, что, обследовав русских девушек возрастом до 21 года, немецкий врач доложил Гитлеру, что почти все они девственницы, конечно, это их невероятно удивило. А ведь это было не так давно, ещё и века не прошло…

Кстати, в русском языке до сих пор отсутствует приличное слово, обозначающее девушку, лишённую девственности и при этом не ставшую женой. Такие слова, как «девочка», «девушка» и даже «дева» говорят о девственности; «женщина» же означает, что это «жена»; а вот тех, кто и не девственница, и не жена всегда на Руси именовали нецензурными словами, которые у нас до сих пор являются ругательствами.

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью. В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке — в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27—30).

Если в семье растет девочка…

То оба родителя должны приложить все усилия, чтобы научить ее целомудренному поведению и привить здоровую самооценку. В наше время, в связи со сложной экономической ситуацией в стране и утерей ценности семейного статуса, дети растут как «сорняк». Они предоставлены сами себе, гуляют на улицах без присмотра взрослых и черпают из интернета сведения о самых темных сторонах взрослой жизни. Разве может девочка вырасти в такой обстановке целомудренной?

Основной ценностью стали деньги и финансовое благополучие. Юные девочки смотрят на поведение ровесниц, начинают курить и пить, встречаться с мальчиками не ради чувств, а ради ложного престижа. Ради нового «айфона» они готовы буквально на все. И таким их мир делаем мы — взрослые люди. Какими они могут вырасти в подобной обстановке? А потом по телевизору народ удивляется очередной программе «Пусть говорят» о пятнадцатилетней школьнице, родившей двойню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector